Санкт-Петербург и область, 18 фев 2015, 17:13

Подорожание автозапчастей поможет петербургским автоугонщикам

Начальник Главного управления МВД России по Петербургу и Ленобласти Сергей Умнов назвал автоугоны самой болевой точкой в спектре городской преступности.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Такое заявление он сделал в ходе выступления перед петербургскими депутатами. По его словам, угоны - один из самых высокодоходных криминальных бизнесов, «где-то на уровне наркобизнеса».

С.Умнов сообщил, что в прошлом году было раскрыто наибольшее за последнее десятилетие число автоугонов - 420. Кроме того, было обнаружено и возвращено владельцам 1426 машин. «Но даже этих усилий недостаточно для стабилизации обстановки, - отметил начальник главка. - Безусловно, есть успешные задержания, ликвидация локальных групп, однако число хищений с неустановленными преступниками несоизмеримо с этим».

Глава полиции не назвал процент раскрываемости этого вида преступлений. Ранее городская прокуратура озвучивала цифру - менее 5% раскрытых автоугонов. При этом аналитики отмечают, что серьезно подорожавшие из-за кризиса запчасти приведут в текущем году к резкому росту числа угонов - до 30%.

В полиции признаются, что справиться самостоятельно с проблемой хищения автотранспортных средств вряд ли смогут. Пока среди мер, которые предлагает главк, числится «широкое взаимодействие с общественностью», ужесточение наказания за кражу машин и внедрение таинственного «широкого спектра разнонаправленных мер». В частности, с 1 марта планируется запустить новый медийный ресурс по обнаружению угнанных автомобилей.

Что касается ужесточения наказания за угоны, то тут речь идет либо об ужесточении ст. 166 УК РФ (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), либо исключение этой статьи и введение квалифицирующего признака в ст. 158 УК РФ (кража), но в любом случае ужесточение наказания. По словам С.Умнова, с подобной инициативой, не без настойчивого участия петербургского главка, в Государственной думе выступит депутат от «Справедливой России» Олег Нилов.

По данным «Автостат», за минувший год в России было угнано порядка 40 тыс. автомобилей. В Петербурге было угнано около 6,3 тысяч автомобилей, что на четверть больше, чем годом ранее. Из них раскрытыми за минувший год стали 3,6%.

Аналитики «Автостат» отмечают, что наиболее востребованы в криминальном мире были новые автомобили (в возрасте 1-3 года), на которые приходится более трети от всех угонов.

Китайские автомобили у угонщиков не в почете. Если смотреть на относительные показатели, то их угоняют в 2-3 раза реже, чем другие машины. Наибольшей же популярностью у угонщиков пользуются практически все премиальные бренды, за исключением Volvo. А также новые Lada и японские иномарки до трех лет, сигнализацию которых, по мнению экспертов, обходить легче, чем у моделей европейских марок. В Петербурге в тройке наиболее угоняемых марок, по мнению экспертов авторынка, значатся Ford, Renault и Toyota. На них приходится 30% угонов иномарок в Северной столице.

В основном для угона автомобилей среднего и верхнего ценового сегмента, по словам генерального директора охранного предприятия ООО «Цезарь Сателлит Северо-Запад» Василия Курсина, применяют схемы угонов, которые можно условно обозначить как «дневной» и «ночной». При дневном угоне для дорогих автомобилей, которые оборудованы системами комфортного доступа, применяются удлинители сигнала штатного ключа, тогда как для машин среднего ценового сегмента со звуковыми сигнализациями - алгоритмические кодграбберы.

При ночном угоне применяются специальные комплексы для преодоления штатных и дополнительных систем защиты автомобиля. Их использование сопряжено с повреждениями элементов машины. Угонщики проникают в автомобиль, отключают штатную сигнализацию и заводят двигатель без штатного ключа. Для решения таких технических задач созданы алгоритмы, ориентированные на конкретные модели автомобилей. Проникнуть в машину можно несколькими способами. Оптимальная схема определяется отдельно для каждой марки: через разбитое стекло; после проворота личинки замка двери; или, подключившись к CAN-шине. В случае оборудования автомобиля звуковой сигнализацией решение по проникновению самое простое - воспользоваться обычным алгоритмическим кодграббером, отмечает эксперт.

Стоимость оборудования для угона варьируется от 10 тыс рублей до нескольких миллионов, в зависимости от стоимости угоняемых автомобилей. После угона автомобили «отстаивают». Это может занимать от нескольких часов до нескольких месяцев. Затем, говорит В. Курсин, если они предназначены для перепродажи, их перемещают в цеха по перебивке номеров. Если для разбора на запчасти, то в цеха, которые на этом специализируются. При этом чем выше стоимость автомобиля, тем выше вероятность его перепродажи.

После разборки детали от автомобилей попадают на реализацию, при этом по словам эксперта, найти их можно как у крупных дилеров, так и в мелких сервисах. «Запчасти с угнанных автомобилей ничем не отличаются, кроме себестоимости, от других б/у, а иногда и новых запчастей, поэтому они могут попасть в официальные сервисы, - говорит В. Курсин. - Сталкиваясь с финансовыми трудностями, автопарки и автосервисы иногда вынуждены заключать прямые договора на поставку запчастей с криминальными организациями. Так, например, выживают многие таксопарки, для которых объемы закупок запчастей объективно высокие».

Ольга Зарубина

Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах