Санкт-Петербург и область, 18 фев 2016, 16:18

Петербургские работодатели начали экономить на опытных сотрудниках

Читать в полной версии
Фото: РБК СПб

За последние пять лет доля предложений для петербургских специалистов с опытом работы 1-3 года сократилась с 60 до 51%, подсчитал HeadHunter. Число вакансий для соискателей без опыта работы, наоборот, стабильно растет. Если в 2010 году на них приходилось 14%, то по итогам 2015 года — уже 25%. Теоретически в кризис спрос на квалифицированные кадры должен увеличиваться. Однако на практике происходит обратное — работодатель предпочитает экономить, нанимая менее опытных сотрудников за небольшие деньги.

Скромные запросы

По данным HeadHunter, в Петербурге средний доход специалистов начального уровня в 2016 году составил 26, 9 тысяч рублей. При этом ожидаемая зарплата (25 тыс. руб.) оказалась даже ниже той, которую готовы предложить работодатели. «Показательно, что еще год назад наблюдалась совершенно иная картина, — комментирует руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. — Молодые соискатели в среднем указывали в резюме желаемую зарплату в 30 тысяч рублей, в то время как предложение не превышало 23-25 тысяч».

Требования по зарплате снизились, поскольку соискатели теряют уверенность в том, что смогут быстро найти работу. Согласно опросу HeadHunter, только треть опрошенных молодых специалистов уверены, что найдут работу в течение трех месяцев, а 17% не уверены в трудоустройстве в ближайшей перспективе.

На бедном рынке

Вопреки ожиданиям, рост безработицы, как считают работодатели, не увеличил число квалифицированных специалистов на рынке труда. «Найти специалиста сейчас сложно, ценные кадры, как правило, переходят из компании в компанию, не задерживаясь на рынке, — говорит соучредитель автоцентра «Лахта» Дмитрий Казарин. — Для нас лучше взять человека без опыта работы и обучить его».

Некоторые работодатели предпочитают вообще не нанимать людей «с улицы». «У нас любые позиции — от официантов до управленческих кадров — занимают только люди, выращенные внутри компании, которые в свое время пришли к нам без опыта работы», — говорит генеральный директор компании «Чайникофф» Михаил Гусейнов.

Умников не любят

Доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Светлана Сатикова полагает, что в условиях экономического кризиса молодые специалисты становятся предпочтительной альтернативой более опытным кадрам, которым к тому же приходится платить значительно больше. По данным HeadHunter, ожидаемая зарплата соискателей в возрасте 25-35 лет (сотрудники с опытом работы) в среднем по Петербургу составляет 40 тысяч рублей в месяц.

Кроме того, молодых и малоопытных сотрудников легче контролировать, считает Светлана Сатикова. «Иногда у работодателя есть страх, что слишком умные и компетентные сотрудники начнут давать ему советы, поскольку они считают, что лучше работодателя понимают, что и как делать», — говорит С.Сатикова.

Это мнение отчасти подтвердил Дмитрий Казарин. «У нас был случай, когда мы взяли очень опытного сотрудника в отдел продаж на зарплату в разы больше, чем у молодых менеджеров, — рассказывает бизнесмен. — Он пытался наладить «правильную работу» отдела, однако проработал всего несколько месяцев, и ничего, кроме разочарования, мы не испытали».

Неэкономная экономия

Впрочем, считает Светлана Сатикова, экономическая выгода от найма молодых сотрудников зачастую оказывается временной. «Практика показывает, что 70% тех, кого берут без подготовки в отделы продаж [на эту сферу приходится 40% вакансий для молодых специалистов], потом уходят и работодателю приходится закрывать вакансии заново, — говорит эксперт. — Это требует новых значительных затрат, но такие скрытые издержки далеко не все умеют считать».

Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе