Санкт-Петербург и область, 18 апр 2013, 01:00

Случится ли "исход" бизнесменов из власти в Петербурге?

В течение последних месяцев Кремль активно демонстрирует элитам, что правила игры во власти меняются. В частности, принимаются законы, которые призваны, по мнению политологов, еще более усилить зависимость депутатов и чиновников от пресловутой вертикали. К таким мерам относится запрет на имущество и счета за рубежом, а также жесткий запрет на любое занятие бизнесом.
Читать в полной версии
Фото: РБК

В течение последних месяцев Кремль активно демонстрирует элитам, что правила игры во власти меняются. В частности, принимаются законы, которые призваны, по мнению политологов, еще более усилить зависимость депутатов и чиновников от пресловутой вертикали. К таким мерам относится запрет на имущество и счета за рубежом, а также жесткий запрет на любое занятие бизнесом.

В условиях такой нервной работы многие представители власти сами торопятся оставить насиженные места в госаппарате. Так, например, накануне Совет Федерации покинул сенатор от Ленобласти Андрей Молчанов, который решил вернуться на пост главы группы ЛСР, более 60% акции которой он контролирует.

Эксперты уверены, что волна отставок и добровольных уходов рано или поздно дойдет до регионов. Нельзя исключать, что некоторые из представителей петербургской власти, подобно федеральным коллегам, добровольно оставят свои кресла ради возвращения в бизнес.

Бизнес в обмен на кабинет

У представителей петербургского истеблишмента, кстати, есть серьезный опыт предпринимательской деятельности и теоретически многие из них вновь могут предпочесть бизнес работе в Смольном или Мариинском дворце.

Кто-то из них до чиновничьей и депутатской работы занимался строительным делом, кто-то — охранным, кто-то — банковским, кому-то удалось поработать в Газпроме и других крупных компаниях. Есть во власти и бывшие предприниматели, занимавшиеся автомобильным и фармацевтическим бизнесом.

Что день грядущий им готовит

Но в том, что волна ухода депутатов и чиновников не минует Петербург, эксперты не сомневаются. Так, политолог Александр Конфисахор говорит, что, поскольку региональное законодательство должно полностью соответствовать федеральному, то все кремлевские инициативы коснутся местного уровня. Накануне петербургский парламент уже принял за основу законопроект, который обязывает городских чиновников и депутатов раскрывать данные о своих доходах и расходах.

В том, что волна разбирательств вскоре дойдет до Петербурга, не сомневается и эсер, экс-депутат Госдумы Сергей Попов. По его словам, в этой кампании прослеживается явная цель: "Предпринимаемая Кремлем мера призвана усилить зависимость депутатов и чиновников от верховной власти". Человек, у которого есть бизнес или который обладает недвижимостью за границей, может в любой момент поступить не так, как того хочет высшее руководство, пояснил С.Попов.

Другое дело, что вряд ли масштаб разоблачений в Петербурге будет велик — в силу региональной специфики. Местные политики по большей части люди укорененные, связи во власти тоже довольно крепкие. Так что эпизоды возможны, но масштабной "чистки" вряд ли приходится ждать.

Тем более, еще неизвестно, что более всего привлечет человека, когда перед ним встанет выбор — бизнес или кресло в Смольном. При всех минусах работы на государство стремление бизнесменов видеть возле своей фамилии приставку с чиновничьей или депутатской должностью политологи объясняют просто — желанием не играть по чужим правилам, а самому их устанавливать, говорит А.Конфисахор.

С.Попов, в свою очередь, отметил, что любой предприниматель, становясь крупным чиновником, приобретает дополнительные возможности, в частности, повышает уровень своих контактов. Кроме того, многие из бизнесменов, решивших заняться госуправлением, являются "членами команды" — т. е. представляют во власти интересы той или иной компании.

Закон что дышло...

Именно поэтому, кстати, эксперты сомневаются в эффективности в целом кампании по разделению бизнеса и власти. По словам экономиста Дмитрия Травина, предпринимательской деятельностью можно заниматься и косвенно.

Например, один партнер по бизнесу может заниматься непосредственно предпринимательством, другой — легально заниматься политикой. При этом они будут работать друг на друга: тот, кто во власти, принимает нужные решения, а тот, кто в бизнесе — получает выгоду.

Власти, по мнению Д.Травина, толком не знают, как им бороться с коррупцией, поэтому и предпринимают такие меры, которые не могут быть по-настоящему эффективны.

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать