Санкт-Петербург и область, 18 апр 2014, 12:10

Пиотровский делает пас имперским настроениям

Сегодня в Петербурге проходит торжественная церемония передачи здания Биржи Государственному Эрмитажу. Ранее директор музея Михаил Пиотровский сообщал, что часть полученных помещений будет задействована под экспозицию музея геральдики, а часть залов - отдана для проведения мероприятий. О перспективах нового музейного пространства РБК-Петербург побеседовало с известным российским галеристом Маратом Гельманом.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Сегодня в Петербурге проходит торжественная церемония передачи здания Биржи Государственному Эрмитажу. Ранее директор музея Михаил Пиотровский сообщал, что часть полученных помещений будет задействована под экспозицию музея геральдики, а часть залов - отдана для проведения мероприятий. О перспективах нового музейного пространства РБК-Петербург побеседовало с известным российским галеристом Маратом Гельманом.

Марат Александрович, насколько, на ваш взгляд, целесообразно подобное использование здания в центре Петербурга?

Полагаю, что Эрмитажу виднее - у него действительно большое количество экспонатов не выставляется. Но, я хотел бы заметить, что сейчас музей геральдики выглядит как некий пас новым имперским настроениям России. Правда, обвинять директора музея в некоторой конъюнктуре нельзя, поскольку он все-таки пытается привлечь людей в музей.

В последнее время ходят слухи о том, что Пиотровского могут убрать из Эрмитажа. На руку его противникам идут разнообразные крупные скандалы, вроде нападок на выставку братьев Чепмен и история с Пушкинским музеем. А как вы оцениваете деятельность Михаила Борисовича в последнее время?

Я считаю, что Пиотровский за последние года два-три доказал, что он достаточно уверенно себя чувствует и что он хороший директор музея. Он умеет отстаивать свою точку зрения, он идет в современность. Но раз он ушел в современность, то, наверное, должен делать пасы и в сторону этих имперских настроений, которые в обществе растут.

Как бы вы в целом охарактеризовали ситуацию с музеями в Петербурге?

В Питере очень много маленьких музеев, которые самостоятельно не могут организовать поток людей, поэтому я бы некоторые из них просто переподчинил Эрмитажу. Я видел в Петербурге музеи, в которые за день заходит два-три человека. А Эрмитаж, если говорить коммерческим языком, организует трафик.

И если представить себе, что при входе в Зимний будет просто находиться информация о его филиале, в котором другая коллекция, то сам этот факт резко увеличит интерес к этому музею. Можно был бы создать целую сеть таких филиалов.

По-вашему влияние Эрмитажа действительно столь велико?

Мы делали как-то исследование, где-то десять лет назад, и спрашивали у гостей города четыре причины, по которым они приехали в Петербург. Так вот, Русский музей и Эрмитаж были всегда, две другие причины менялись. Мне кажется, что это вполне разумно.

Возвращаясь к теме освоения городских пространств под музеи, скажите, как это освоение происходит в Европе?

В принципе, в мире сейчас идет второй этап джентрификации. Если на первом этапе, когда уходили династии, под музеи отдавались дворцы, то сейчас, когда уходит индустриальная эпоха, под музеи уже отдаются заводы, вокзалы. Сегодня фактически в каждом крупном городе можно найти такие примеры - это один из главных трендов.

С чем это связано?

Дело в том, что города в мире за последние 30-40 лет поменяли свои функции. Если раньше город — это было место, где мы работали, то сегодня это место, где мы проводим свободное время. И, соответственно, промышленные здания во всем мире превращаются в места, где происходит культурный обмен.

Можно даже сказать, что это, скорее, банальная ситуация, чем оригинальная. Хотя Биржа - здание не второй волны, но ситуация с ней типична. Типичность именно в том, что раньше бы люди там работали, а теперь будут приходить тратить свободное время.

Беседовала Ольга Зарубина

Pro
DDoS-атаки в разгар распродаж: как бизнесу противостоять киберугрозам
Pro
Высокий фикс и падающий процент. Почему отделы продаж не зарабатывают
Pro
Реальны ли $40 за баррель: что ждет цены на нефть после прихода Трампа
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как санкции против Газпромбанка скажутся на энергетическом рынке Европы
Pro
Теория мертвого интернета. Почему боты вытеснили из Сети живых людей
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Цепочки разорваны, сроки нарушены: наводим порядок в поставках