Звонок из прошлого: следователи нашли новые «доказательства» вины Баснер
Следствие намерено обжаловать оправдательный приговор в отношении Елены Баснер. Информация об этом размещена на официальном сайте Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Петербургу.
Накануне Дзержинский районный суд Петербурга вынес оправдательный приговор в отношении Е.Баснер. Как ранее писал РБК Петербург, ее обвиняли в мошенничестве (ч.4 ст.159 Уголовного кодекса РФ) по факту продажи поддельной картины художника Бориса Григорьева «В ресторане».
В январе 2014 года искусствовед была задержана и вскоре помещена под домашний арест. Спустя год ее отпустили под подписку о невыезде. В прениях 11 мая 2016 года обвинение попросило для Е.Баснер четыре года реального срока и штраф 500 тысяч рублей. Защита требовала снятия всех обвинений.
По версии следствия, Е.Баснер летом 2009 года, являясь известным специалистом в области искусствоведения и живописи, вступила в сговор с гражданином Эстонии Михаилом Аронсоном (находится в розыске) и дала заведомо ложное заключение о подлинности картины Б.Григорьева «В ресторане». Получив от М.Аронсона указанную картину и зная, что оригинал картины хранится в Русском музее, она, по версии следствия, ввела покупателя (коллекционера Андрея Васильева) в заблуждение относительно подлинности полотна. По данным следователей, Е.Баснер получила от него 250 тыс. долларов, которыми соучастники распорядились по своему усмотрению.
О том, что купленная работа является копией, коллекционер узнал только через два года, после экспертиз, проведенных независимо друг от друга специалистами Русского музея и московского Экспертного центра имени Грабаря. Тогда обманутый коллекционер инициировал серию судебных разбирательств — в результате в 2012 году было возбуждено уголовное дело. Причем основные претензии Васильев предъявил Русскому музею, где, по его версии, была изготовлена приобретенная им копия картины.
Защитники Е.Баснер называли следственную историю абсурдной. «Елена Вениаминовна входит в число наиболее известных и уважаемых знатоков русского искусства; ее труды по истории русского авангарда без преувеличения можно назвать эталонными. Однако Елена Вениаминовна Баснер заслужила безграничное уважение коллег не только научными изысканиями, но и своей честностью и принципиальностью в экспертном сообществе», — писали они в преамбуле к петиции в ее защиту.
В итоге суд признал искусствоведа невиновной. Но следствие осталось не согласно с решением суда. Как утверждают в СК, в ходе судебного разбирательства были получены дополнительные доказательства вины Е.Баснер. В частности, был установлен факт звонка с мобильного телефона искусствоведа 14 апреля 2009 года на мобильный телефон фотографа музея, который на следующий день, по ее просьбе сфотографировал оригинал картины. Позже следователи обнаружили фотографии на компьютере Е.Баснер. Как конкретно это может доказать вину искусствоведа, следователи не уточнили.