Петербургские коворкинги переходят на новую модель расширения бизнеса
Петербургская сеть коворкингов «Практик» объявила о начале региональной экспансии. Во второй половине 2021 года в российских регионах откроются коворкинги под брендами «Практик» и OFIX. Как сообщили в компании, развитие за пределами Петербурга происходит по модели франчайзинга. Аналогичные действия начинают предпринимать и другие операторы коворкингов. Как отмечают эксперты, для запуска франчайзинговых проектов подойдут не только миллионники, но и города с населением в 300 тыс. человек.
Дистанционное управление
Как рассказал РБК Петербург генеральный директор «Практик» Владимир Дорофеев, впервые модель франчайзинга была опробована компанией в 2019 году в Великих Луках. В начале 2021 года состоялся тестовый выход в крупный региональный центр — коворкинг сети открылся в Новосибирске. «После успешного запуска в Сибири мы поняли, что научились управлять франшизой дистанционно», — говорит он. В «Практик» подчеркивают, что по состоянию на май свободных площадей в новосибирском коворкинге нет, а спрос на услугу значительно превышает предложение.
Сейчас компания предлагает франшизу в двух сегментах: «Практик» позиционируется как премиальный формат, а OFIX — в эконом-сегменте. Из презентации проекта следует, что минимальная площадь для открытия коворкинга «Практик» составит 1000 кв. м, OFIX — 500 кв. м. «Мы ожидаем, что «Практик» как формат хорошо зайдет в четырех-пяти крупных городах-миллионниках, только там рынок готов к ценам в 13 — 16 тыс. руб. за рабочее место в месяц. OFIX более бюджетный формат, который специально адаптирован для регионов», — говорит Владимир Дорофеев. По его словам, при выборе города для открытия новых объектов компания учитывает более 20 критериев. Главные из них — наличие крупных компаний и то, насколько активно они набирают персонал. «Город с населением в 350 тыс. человек может иметь потенциал для открытия выше, чем с населением в 650 тыс. человек», — отмечает Владимир Дорофеев.
Как сообщили в компании, сейчас «Практик» принимает более 10 запросов на франшизу еженедельно. Активнее всего новым сервисом интересуется Сибирь: Томск, Омск, Кемерово, Красноярск. Также часто с сетью связываются инвесторы из ближнего зарубежья — Казахстана, Киргизии и Беларуси. Но бывают заявки издалека, например, из Израиля и Испании, сообщают в компании.
Общая практика
Аналогичную стратегию развития сейчас реализуют и другие игроки петербургского рынка коворкингов (например, сети Page и GrowUp), а также несколько московских операторов.
Партнер, генеральный директор УК PAGE Мария Сумарокова согласна с тем, что перспективны для открытия коворкингов есть не только в миллионниках, но и в относительно небольших городах. «Если в городе работают сырьевые компании, хорошо себя чувствуют IT-сектор, банковский сектор, такой город можно рассматривать. Сейчас пандемия, дистанционное обучение, развитие работы в удаленном доступе удерживают молодежь в своих городах. Это потенциальный спрос на рабочие места», — отмечает она.
По прогнозам Марии Сумароковой, на то, чтобы в регионах «распробовали» формат коворкингов, может уйти два года. «Но преимущество останется за теми, кто успеет открыться первым — с нормальным качеством, отработанными решениями и под успешным брендом», — уверена она.
Риск потерять контроль
Руководитель федеральной сети коворкингов GrowUp Алексей Мацкевич считает интересным и правильным, что компания «Практик» решила открывать одновременно премиальный и эконом-форматы, поскольку это позволит рассчитывать на максимально широкий спрос. «И при этом они отделят премиальные крупные компании, которым важен высококлассный сервис, от небольших, которые предпочитают экономить», — говорит он.
Однако Алексей Мацкевич указывает на типичные риски франчайзинга, связанные с тем, что качество услуги в таких объектах сложно контролировать.
В свою очередь, Владимир Дорофеев говорит, для контроля качества работы партнеров в регионах «Практик» предусмотрела ежемесячный выезд чек-менеджера, который без согласования с франчайзи может приехать в любое время. Качество оказания услуг собираются оценивать по 140 критериям, рассказали в компании.
Без отрыва от профильного бизнеса
Мария Сумарокова говорит, что спрос на франшизу коворкингов очень высок — в УК PAGE число заявок приближается к 400. «Причем примерно половина поступает как раз из регионов. Проблема только в том, что гибкие рабочие пространства — новый формат, не всегда понятный инвестору, особенно региональному. Владельцев помещений вдохновляет возможность получать с квадратного метра в 2-2,5 раза больше выручки, чем приносит обычный офис, быстрая окупаемость инвестиций», — перечисляет плюсы генеральный директор УК PAGE.
По ее словам, каждая третья заявка поступает на франшизу в комплекте с управлением, поскольку многие предприниматели не хотят отвлекаться от своего профильного бизнеса и заниматься работой с арендаторами.
Справка
«Практик» — один из крупнейших операторов коворкингов в Петербурге. Сеть управляет пятью гибкими офисами в Петербурге, Москве, Великих Луках и Новосибирске. Среди клиентов компании — «Газпром нефть», «Яндекс», BNP Paribas, «Северсаль» — всего более ста компаний. Суммарная площадь коворкингов «Практик» составляет 20,8 тыс. кв. м, на которых расположено 4 тыс. рабочих мест.