Санкт-Петербург и область, 18 июн 2021, 18:52

«Мягкий локдаун»: какие ограничения надо вводить в Петербурге

Читать в полной версии

В Петербурге быстро растет число заболевших коронавирусом и количество госпитализаций; «ковидные» больницы снова оказались перегружены. Из-за ухудшения эпидемиологической ситуации петербургские власти ввели очередные ограничения для бизнеса. Несколько российских регионов уже ввели обязательную вакцинацию работников сферы услуг. В Петербурге обязательной вакцинации нет, но некоторые рестораторы пообещали в течение двух месяцев добровольно привить 60% своих работников. РБК Петербург спросил экспертов, какие ограничения в случае дальнейшего роста заболеваемости рационально вводить в городе, а какие — нет. Большинство специалистов предлагают вариант «мягкого локдауна», при котором работать разрешено всем — но с рядом важных оговорок.


Алексей Яковлев, завкафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии медицинского факультета СПбГУ, бывший главврач Клинической инфекционной больницы Боткина:

«С моей точки зрения, ограничения должны быть связаны не с количеством людей, а с плотностью расположения людей в помещении. Важно помнить, что коронавирус распространяется аэрозольно — по воздуху. Если вы стоите в толпе, танцуете и активно дышите, то, конечно, вероятность заразиться высокая. Если большой объём помещения, оно проветривается и народу в нём немного, то вероятность заразиться очень маленькая.

В текущей эпидемиологической ситуации стоит начать регулировать нагрузку на общественный транспорт, чтобы в нём было меньше народу. Транспорт — один из главных источников распространения коронавируса, как раз потому что в нём сложно соблюдать дистанцию. Думаю, что для этого работодатели могли бы сдвинуть время начала работы, чтобы в городском транспорте не было «часа пик».

Транспорт — один из главных источников распространения коронавируса, как раз потому что в нём сложно соблюдать дистанцию.

Закрывать парки, как это было в прошлом году, я считаю бессмысленно, потому что на свежем воздухе вероятность заразиться многократно меньше, чем в помещении. От ограничений по работе баров и ресторанов будет минимальный эффект.

Действенная мера по борьбе с распространением коронавируса — пользоваться респираторами. И как раз это правило многие горожане игнорируют — я сам езжу в общественном транспорте и это наблюдаю. Поясню, что в отношении эффективности респираторов/масок есть два подхода. Первый — чисто медицинский, по которому те, кто привились, могут не носить маски. С точки зрения медицины, для привитых и переболевших отсутствие масок может способствовать более длительному поддержанию защитного уровня нейтрализующих антител. Есть второй подход к ношению масок — по законодательству. И сейчас по распоряжению правительства Петербурга все горожане обязаны носить маски в общественном транспорте, магазинах и т. д. Я считаю, что власти должны мотивировать людей использовать СИЗы путём объяснения, почему это важно. Например, можно показывать наглядно, как респиратор защищает от попадания вируса в дыхательные пути. Конечно, надо предупреждать людей, что есть риск повторного заражениями — если вы один раз переболели, не надо думать, что теперь коронавирус будет миновать вас всегда.

Что касается полного локдауна, как это было в Европе, то, я считаю, его стоит вводить только в том случае, если государство за период локдауна сможет вакцинировать большую часть населения и таким образом повлиять на эпидемиологическую ситуацию. Частичные локдауны вводятся только для того, чтобы снизить нагрузку на лечебные учреждения. Сейчас петербургские власти ужесточили ограничения, я полагаю, потому что, судя по сообщениям в СМИ, городские больницы работают с колоссальным перегрузом.

Полный локдаун стоит вводить только в случае, если государство за период локдауна сможет вакцинировать большую часть населения и таким образом повлиять на эпидемиологическую ситуацию.

Есть альтернатива ограничительным мерам — вакцинироваться. Мы видим страны, где народ активно вакцинируется, там расширяются возможности для нормальной жизни».


Виталий Свидовский, совладелец сети ресторанов «Теремок»:

«Вопрос ограничений крайне сложный. Проблема в том, что сейчас закрыли фудкорты, а люди всё равно ходят по улице и им нужно питаться. Увидев в ТЦ закрытые фудкорты, они пойдут есть в другое место. Поэтому важно, чтобы все ограничительные меры, которые прорабатывает правительство, обсуждались с бизнесом на этапе планирования. Чтобы наше мнение и видение тоже учитывалось. Например, когда принимались ограничения по закрытию фудкортов, мы говорили, что можно разрешить работать операторам на доставку или навынос. Однако по факту работа навынос тоже оказалась запрещена.

Сейчас нужно повышать социальную ответственность граждан, усиливать дисциплину за соблюдением противоэпидемических мер, потому что люди расслабились и не соблюдают эти меры в нужном объеме.

Сейчас нужно повышать социальную ответственность граждан, усиливать дисциплину за соблюдением противоэпидемических мер, потому что люди расслабились и не соблюдают эти меры в нужном объеме. И проводить просветительскую работу по этому вопросу — задача государства. На деле сейчас возникает довольно много конфликтов, потому что наши гости думают, что если мы отказываем им в обслуживании без маски, мы нарушаем их конституционные права».


Дмитрий Абрамов, генеральный директор ТД «Пассаж»:

«Каким я вижу локдаун-3? Надеюсь, что он не случится. Потому что четыре месяца прошлого года нанесли серьёзный удар по торговым центрам и арендаторам; а за последний год мы научились соблюдать всевозможные противоэпидемические меры. Я считаю, социальное дистанцирование, масочный режим, ограничения по плотности нахождения людей — это то, что сейчас работает, дополнительные меры вряд ли каким-то образом повлияют на ситуацию. Опыт Москвы, где меры в отношении ТЦ и магазинов были не столько продолжительными, как в Петербурге, показал, что с их открытием роста заболеваемости не произошло.

Социальное дистанцирование, масочный режим, ограничения по плотности нахождения людей — это то, что сейчас работает, дополнительные меры вряд ли каким-то образом повлияют на ситуацию.

Сейчас мы ужесточаем в ТЦ контроль за количеством людей, за ношением масок, за соблюдением дистанции. Мы каждый день даём указание охранным предприятиям, которые работают в ТЦ, а арендаторы — своему персоналу, допускать людей только в масках, следить за соблюдением дистанции и т.д. Все мы понимаем, что никому не выгодны ограничения, аналогичные тем, что были в прошлом году».


Сергей Ануфриев, основатель и директор Петербургского медицинского форума:

«Если мы хотим снизить заболеваемость COVID-19, то, я считаю, в Петербурге нужно принять ряд организационных мер.

Тем, кто заболел или плохо себя чувствует, рекомендовать оставаться дома и в облегченном порядке выписывать им больничные листы. Сейчас люди, обратившись в поликлинику, рискуют очень долго ждать лечащего врача, так как поликлиническое звено работает с перегрузкой, есть дефицит участковых терапевтов и педиатров. Человек, соприкоснувшись с нашей системой здравоохранения, едет на работу больным и тем самым подвергает риску людей в транспорте и коллег на работе. Горожане могли бы получать помощь в режиме телемедицинских консультаций — информировать поликлинику о состоянии своего здоровья и открыть в день обращения больничный.

Сейчас люди, обратившись в поликлинику, рискуют очень долго ждать лечащего врача, так как поликлиническое звено работает с перегрузкой, есть дефицит участковых терапевтов и педиатров.

Нужно обязать работодателей соблюдать вентиляционный режим в офисах. Сейчас во многих офисах окна вообще заблокированы и существует лишь централизованная система вентиляции, которая не обеспечивает приток свежего воздуха, а лишь циркулирует имеющийся. Вирус, который передаётся воздушно-капельным путём, быстро распространяется в замкнутом пространстве, а такая простая мера как проветривание ограничивает его распространение.

Необходимо увеличить количество автобусов, троллейбусов, маршруток, поездов в метро, особенно в «часы пик». Это нужно для того, чтобы граждане могли в менее плотном соприкосновении друг с другом ехать на работу.

Конечно, есть и очевидные меры, которые стоит напомнить — ношение масок, особенно для тех, кто заболел или чувствует себя плохо; перевод сотрудников на «удалёнку» в тех компаниях, где не обязательно работать из офиса. Думаю, если принять эти меры, то к концу июля заболеваимость резко пойдёт на спад.

Ограничения для бизнеса я считаю нецелесообразным в принципе. Мне сложно представить, что люди, находясь в кратковременном контакте в магазине или в кафе, могут заразить друг друга. Основные требования к бизнесу — вентиляция помещений и недопущения массового скопления людей. Достаточно, чтобы регулировалось количество людей, которые находятся в торговом зале или зале ресторана. Эту меру довольно легко соблюдать и контролировать.

Ограничения для бизнеса я считаю нецелесообразным в принципе. Мне сложно представить, что люди, находясь в кратковременном контакте в магазине или в кафе, могут заразить друг друга.

Локдаун — крайняя мера, которая действительно помогает остановить распространение заболевания, но приводит к очень большим экономическим последствиям. Если его снова введут, то это будет свидетельствовать о неспособности городских властей организовать все другие мероприятия по борьбе с пандемией».

Подготовила: Виктория Саитова 


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции. 

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом