«Мы больше не окно в Европу»: что будет с туризмом в Петербурге
Санкт-Петербург может стать одним из главных из бенефициаров туристического сезона 2022 года в России. По предварительным оценкам, за первую половину 2022 года туристический поток в Петербург составил 3,64 млн человек. Это на 32,7% больше аналогичного периода прошлого года. Турпоток вырос за счет внутреннего туризма, 96% прибывших в город — это внутренние туристы. Доля иностранцев незначительна, всего 3% от общего числа гостей. Об этом сообщила на ПМЭФ 2022 директор агентства «МаркетГайд» Юлия Кислова.
В рамках дискуссии на форуме 18 июня «Туризм как фактор влияния на имидж, социально- экономическое развитие и инвестиционную привлекательность региона» чиновники и представители отрасли обсуждали, как развивать туризм в условиях санкций и что поможет максимально эффективно раскрыть инвестиционный потенциал внутреннего туризма.
Юлия Кислова, директор агентства «Маркет Гайд»:
«На сегодняшний день в условиях санкций рассматривается два основных сценария, как дальше будет развиваться туриндустрия до конца года. Первый — это базовый сценарий, по нему турпоток останется на уровне 2021 года и не превысит 6 млн туристов. Какие факторы влияют негативно? Это снижение поездок и снижение размещений в качественном номером фонде туристов из «недружественных» стран, у которых традиционно высокий чек и высокая стоимость размещения.
Также, к сожалению, может снижаться турпоток из «дружественных» стран — и на это есть ряд причин. Во-первых, из-за санкционного давления сокращаются полетные программы, это приводит к стоимости роста перелетов и, следовательно, к сокращению спроса. Иностранные туристы обеспокоены своей безопасностью, и многие считают, что, возможно, им будет небезопасно приезжать в Россию, когда страна ведет специальную военную операцию.
«Санкт-Петербург может стать одним их главных бенефициаров туристического сезона 2022 года»
Также есть и позитивный сценарий, который предполагает, что турпоток в Петербург может возрасти до 7 млн человек в этом году. Этот рост произойдёт за счет российских туристов. Какие положительные факторы могут на это повлиять? Рост активности MICE мероприятий, которые пока далеки от допандемийных отметок, но хорошо поддерживают спрос в весенне-осенний период. Далее существует вероятность возобновления программы туристического кэшбека осенью, которая может положительно сказаться на росте туристического потока.
С учётом того, что закрыты многие зарубежные направления, для россиян ограничено предложение культурно-познавательного туризма. Кроме того, пока еще временно закрыты 11 южных аэропортов. Это факторы могут привести к тому, что Санкт-Петербург может стать одним их главных бенефициаров туристического сезона 2022 года».
Леонид Сергеев, генеральный директор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»:
«В 2019 году аэропорт «Пулково» побил рекорд по пассажиропотоку — почти 20 млн человек. Потом пришел «ковид», и пассажиропоток упал почти в два раза. Петербург доказал, что город умеет быстро восстанавливаться — и привлекательность города настолько высока, что мы вернулись на цифру в 18 млн человек в 2021 году.
Что происходит сейчас — количество авиакомпаний сократилось практически в 2 раза, но количество авианаправлений начинает расти. Туристов из «недружественных» стран почти нет, но есть другая часть земли, где расположены страны с населением 3,7 млрд человек, которые хотят к нам прилететь. Надо облегчить для них визовый режим и вернуть действие электронных виз.
Чтобы мы могли дальше развиваться, нужна либерализация. Например, Турции не дают дополнительные «частоты», из-за чего билет стал стоить вместо 30 тысяч рублей — 150 тысяч (в апреле были не согласованы 70% заявок на дополнительные регулярные рейсы в Турцию от туроператоров — ред.). Всегда нужна конкуренция, если мы сможем либерализовать соглашение о воздушном сообщении, то у нас возрастут платежи в бюджет, поскольку иностранцы платят за обслуживание в три раза больше. Нужно субсидирование маршрутов на Дальний Восток (мы видим большой потенциал в этом регионе), а также субсидирование внешних дальних направлений».
«Надо облегчить для них визовый режим и вернуть действие электронных виз. Чтобы мы могли дальше развиваться, нужна либерализация»
Сергей Воронков, генеральный директор ООО «ЭкспоФорум-Интернэшнл», президент Российского союза выставок и ярмарок:
«Лозунг «Петербург— окно в Европу» устарел на фоне всего происходящего в последнее время. Нужна новая миссия, новый слоган. Петербург можно продвигать как портал для общения и как столицу событийного туризма. Сейчас культурный туризм в три раза больше, чем деловой. И это при том, что сезон для культурного туризма в Петербурге в несколько раз меньше, чем для делового — четыре месяца против восьми месяцев.
«Лозунг «Петербург— окно в Европу» устарел на фоне всего происходящего в последнее время. Нужна новая миссия, новый слоган»
Деловой туризм приносит в три-четыре раза больше денег, чем туризм культурный. По цифрам на примере Петербургского международного экономического форума могу сказать: примерно 1 млрд рублей потрачен на его организацию; элементарный подсчёт показывает, что 16 тысяч аккредитованных человек, которые прибыли на площадку, оставят в городе порядка 8 млрд рублей за 4 дня. Сколько рабочих мест мы создали: в «Росконгрессе», который организует ПМЭФ, работает300 человек. Только на площадку аккредитовано в течение месяца, кто здесь работал, 7 тысяч человек. Я не беру всю индустрию гостеприимства, которая работает на форум, 500 таксистов из Москвы, приехавших на форум, и 700 таксистов, приехавших из регионов. Нет другой такой сферы, которая обеспечивает такой кумулятивный эффект, с точки зрения вложения денег, создания рабочих мест и экономического эффекта».
Елена Лысенкова, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму:
«Последние три года состоят из одних вызовов для нашей отрасли, мы все наши шаги адаптируем к происходящей ситуации. Сейчас и спрос, и инвестиции находятся внутри страны. Инвестиции в туризм — это забег в долгую, это высокие сроки окупаемости и достаточно долгий период строительства, поэтому Федеральное агентство по туризму инициировало Стратегию пространственного развития туристических территорий. Три территории уже находятся в работе, это Крым, Дальний восток и большое Золотое кольцо. Следующей макротерриторией станет Москва — Санкт-Петербург, которая объединяет две «жемчужины», две столицы, а также Московскую, Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую области и Карелию. Стартом работы является подписание партнёрского соглашения с субъектами РФ о совместных решениях по развитию туристической среды. Под руководством Ростуризма они проработают и определят, как спрос будет развиваться в долгосрочной перспективе, как он будет меняться, чего сейчас не хватает. И в ответ на это будут сформулировано, как должно меняться предложение, где должны появляться новые туристические кластеры, какой инфраструктурой они должны быть связаны. Это документ позволит интегрировать туризм в общее развитие территорий.
Важный вопрос, который строит при создании такой стратегии — как каждый регион должен подчеркнуть свою уникальность, чтобы создать турпродукт, который позволит удовлетворить спрос и создать такое предложение, чтобы туристы возвращались в локации, где им понравилось».
Сергей Корнеев, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга:
«Нам предстоит большая работа по туристскому коридору Москва — Санкт-Петербург, инвесторам будут предложены конкретные решения в рамках единого планирования по этой территории, связывающей две столицы и шесть регионов Центрального федерального округа и Северо-Запада — где выгоднее построить гостиницу, где стоит развивать глемпинги, где нужны зеленые стоянки, а где нужно усиление инфраструктуры общественного питания. Эти рекомендации будут сведены в единый комплексный подход.
«Всегда будет что предложить для путешествия для разных составов туристов, сегодня с родителями, завтра — с детьми или друзьями»
Все вызовы для туризма необходимо преодолевать вместе. Петербург выполняет роль национального туристического хаба на Северо-Западе России, нам выгодно взаимодействие с нашими партнёрами в регионах. Мы создаем бесконечный конструктор путешествий, веерную сеть маршрутов из Петербурга по Северо-Западу. Приезжайте в Петербург и посетите замечательный Выборг, в следующий раз — посетите Петербург и дальше в Карелию. Затем — в Петербург и Псков или Великий Новгород. Есть огромный выбор комбинаций. Это нужно для устойчивого развития туризма. Приезжайте снова и снова, всегда будет что предложить для путешествия для разных составов туристов, сегодня с родителями, завтра — с детьми или друзьями. Сейчас у нас есть все виды туризма, кроме пляжного».
Екатерина Проничева, председатель Комитета по туризму города Москвы:
«Межрегиональные маршруты — это будущее в развитии туризма. Мы с Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга объединились в этом году, чтобы продвигать туристические продукты, объединили наши маркетинговые усилия и наши рекламные компании в одну «Два города — миллион впечатлений». Будем участвовать в международных выставках и продвигать наши города в тех странах, которые мы считаем перспективными. В первую очередь, страны Арабского мира и Индия — большой потенциальный для нас рынок».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Мария Тирская