Санкт-Петербург и область, 18 сен 2022, 10:52

Петербург возвращает единую квитанцию за ЖКХ: кому и зачем это нужно

Читать в полной версии
Фото: PhotoXPress.ru

Руководителям Жилищного комитета Санкт-Петербурга представили образец единой квитанции за услуги ЖКХ. Петербуржцы начнут платить по ней в следующем году, а до этого будут получать ее для ознакомления (вместе с действующими квитанциями) от имени единого расчетного центра «ЕИРЦ Санкт-Петербурга». Он сейчас создается путем присоединения расчетного центра АО «ВЦКП «Жилищное хозяйство» к АО «ЕИРЦ Петроэлектросбыт», с долями, соответственно, 49% у Смольного (собственник ВЦКП) и 51% — у ПАО «Интер РАО», владеющего «Петроэлектросбытом».

Back in USSR

Инициатива Жилищного комитета возвращает систему расчетов и платежей петербуржцев к формату, который существовал во времена СССР и на протяжении нескольких лет после его распада. Потом начались эксперименты по раздельному учету и оплате различных коммунальных услуг по отдельным квитанциям. Они были связаны с долгами потребителей и их представителей перед поставщиками коммунальных услуг, которые считали, что раздельный учет позволит смягчить проблему. Однако по прошествии времени, как считают опрошенные РБК Петербург эксперты, поставщики убедились, что «игра не стоит свеч» — контролировать миллионы своих потребителей оказалось настолько хлопотно, что они согласились на возврат к прежней, единой, системе учета и оплаты.

Впрочем, «Газпром», похоже, пока не присоединился к проекту — по информации Жилищного комитета, в единой квитанции отражаются показания индивидуальных приборов учета за отопление, электричество, горячую и холодную воду. Про газ ничего не говорится, так что, вероятно, горожане по-прежнему будут платить за него отдельно. А вот взнос на капремонт, не являющийся услугой ЖКХ, будет тем не менее включаться в единую квитанцию. Это упростит гражданам процедуру расчетов.

Также ради удобства петербуржцев, как считают в Жилищном комитете, информация о начислениях за жилищные услуги находится в одной строке «Содержание жилого помещения». В ней указана только общая сумма начислений за все услуги — «это сделано для того, чтобы сделать единый платежный документ более удобным для восприятия, так как расшифровка в данном случае может достигать 25 дополнительных строк». Впрочем, полную расшифровку жилищных услуг с подробной информацией, как утверждают чиновники, можно будет получить в своем электронном личном кабинете. Также запросить такую справку можно будет у расчетного центра через сайт, либо обратившись лично.

Поставщикам и УК будет удобно?

Некоторые детали нового механизма, важные главным образом для управляющих домами компаний (УК) и поставщиков коммунальных услуг, пока не вполне ясны. Например, будет ли «ЕИРЦ Санкт-Петербурга» выполнять функции платежного агента потребителей перед поставщиками услуг, будет ли он напрямую перечислять платежи потребителей поставщикам или сначала накапливать все деньги на своем счете, а потом распределять их между поставщиками? Так в свое время делал ВЦКП, что вызывало недовольство поставщиков, поскольку приводило, по их мнению, к накапливанию долгов (когда не все потребители исправно платили за услуги — и средств на одновременную оплату счетов всех поставщиков не хватало; также были некорректные начисления по обслуживанию общедомового имущества).

Судя по словам генерального директора «ЕИРЦ Петроэлектросбыт» Дениса Шабарина, которые пересказывает «Деловой Петербург», «деньги населения будут собираться на счёте объединённого центра, но сразу с учётом дальнейшего их направления конкретным поставщикам услуг». Если это означает, что платежи в пользу каждого поставщика будут учитываться и аккумулироваться раздельно (а не «размазываться» по всем поставщикам), то «казуса ВЦКП», вероятно, удастся избежать, считает генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков. Правда, для этого, уточняет президент Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова, жители многоквартирных домов (МКД) должны заключить прямые договоры с каждым поставщиком на оплату услуг. Сейчас такие договоры имеются у всех жителей с «Газпромом»; у тех МКД, которые оплачивают услуги НЭО по обращению с отходами через «ЕИРЦ Петроэлектросбыт» или тепло по договорам с ТГК-1, ГУП «ТЭК СПб», «Петербургтеплоэнерго» по их квитанциям и в других случаях.

В то же время председатель правления ТСЖ «Черняховского, 51А» Светлана Морозова опасается, что УК лишатся финансовых резервов в виде разницы между суммой, перечисляемой «Водоканалу» и платежами жителей, не установивших счетчики и платящих за воду по нормативу с повышающим коэффициентом. Таких жителей особенно много, утверждает Светлана Морозова, в коммунальных квартирах Центрального района, где счетчики имеют в лучшем случае 50% квартир. По ее словам, эти деньги очень важны для покрытия неплатежей недобросовестных жильцов и для финансирования работ по обслуживанию внутридомовых сетей.

Самым важным отличием нового механизма от «советского», по которому раньше работал ВЦКП, все опрошенные РБК Петербург эксперты называют сохраняющееся пока со времен экспериментов право МКД отказаться от услуг «ЕИРЦ Санкт-Петербурга» и заключать договоры с независимыми, частными, расчетными центрами, которых в Петербурге около семи (ООО «Единая Информационная Система ЖКХ», ООО «Эллис НТ» и др.). «В Петербурге существует рынок расчетных центров, конкуренция на этом рынке весьма серьезная. И компании стараются как можно лучше обслуживать своих клиентов, — утверждает Гульнара Борисова. — Поэтому качество их работы заметно превышает качество работы государственного ВЦКП и «ЕИРЦ Петроэлектросбыт», представляющего интересы фактически монопольного поставщика электроэнергии «Петербургской сбытовой компании».

Что получат жители?

Судя по высказываниям чиновников и руководителей «ЕИРЦ Петроэлектросбыт», «ЕИРЦ Санкт-Петербурга» будет работать по технологии последнего. По словам экспертов, она более удобна для жителей (как, впрочем и для других участников процесса), чем технология ВЦКП. Главное отличие — возможность платить за одни услуги, и отложить оплату других (сняв галочку в окне соответствующей услуги), если, например, потребитель сомневается в корректности начислений по каким-то услугам и хочет сначала разобраться. По словам Гульнары Борисовой такие случаи не так уж редки — в том числе из-за сбоев в работе программ. Как считают эксперты, такая возможность рассрочки платежей позаимствована у участников рынка расчетных центров — для переманивания у него клиентов. В этом сказалось положительное влияние рынка на монопольные РЦ (ВЦКП обслуживает сейчас порядка 60% расчетных счетов петербуржцев).

Кроме того, общая сумма платежа может быть слишком велика для некоторых граждан и они хотели бы платить в рассрочку. Такая ситуация возникла сейчас, когда жители МКД, заключившие прямые договоры с НЭО, в июне и июле не получали (по техническим причинам) от «Петроэлектросбыта» счета на оплату обращения с ТКО, а в августе получили счет сразу за три месяца. Одновременно в этом же месяце Фонд капремонта начал включать в платежные квитанции «Петроэлектросбыта» долги граждан по оплате взноса на капремонт, в том числе, образовавшиеся в 2021 году во время переходного периода, когда функции учета этих платежей передавались от ВЦКП к «ЕИРЦ Петроэлектросбыт».

Удобно для потребителей и размещение в новой квитанции информации о сумме задолженности по каждому поставщику на начало прошлого месяца, сколько уже погашено и остаток. Полезна также таблица с расшифровкой расчетов за прошлый месяц.

Жители тех МКД, которые рассчитывались по каждой коммунальной услуге по отдельным квитанциям, в результате чего общее количество квитанций доходило до 5, теперь получают возможность платить по одной квитанции (или по двум — если «Газпром» не присоединится к «ЕИРЦ Санкт-Петербурга»). С одной стороны, говорит Светлана Морозова, это удобнее, но с другой — создает риски: «Для заключения прямых договоров необходимо решение общего собрания собственников, которые провести очень трудно. Их будут загонять насильно, в нарушение законодательства? Или закон поменяют? Непонятно».

Кроме того, по словам Гульнары Борисовой, переход на обслуживание в единый крупный расчетный центр затрудняет решение мелких для него, но важных для людей их частных проблем. «Как показывает наша практика, в таких ситуациях человек не может добиться справедливости, если ему неправильно начислили платеж, — утверждает она. — Решить такую проблему гораздо проще, если квитанции формирует УК дома. Как показал опыт взаимодействия с ВЦКП, у крупного РЦ не хватает кадров для урегулирования проблем с каждым собственником, если вдруг возникают серьезные ошибки в учете — и к ним поступают сотни обращений. Разбирательство идет очень долго, и все это время людям приходят счета за услуги, которыми они не пользуются, чаще всего — за радио и телевидение Ростелекома. Образуются фиктивные долги, на которые потом набегают пени. А добиваться перерасчета приходится месяцами, что создает хаос в учете».

По мнению всех опрошенных РБК Петербург экспертов, самый большой недостаток создания «ЕИРЦ Санкт-Петербурга» — сохранение монополизма расчетно-кассовых услуг населению. По этой причине многие ТСЖ, да и УК, не перейдут на обслуживание в единый расчетный центр, а продолжат сотрудничество с независимыми рыночными компаниями, считает Гульнара Борисова.

Повтор публикации от 14.09.2022

Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга