Санкт-Петербург и область, 18 окт 2013, 12:34

Петербургская экономика будет работать на военных

На проходившем недавно VI Петербургском международном инновационном форуме помимо инноваций обсуждались и общие вопросы петербургской промышленности. Обо всем этом мы попросили рассказать председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максима Мейксина.
Читать в полной версии
Фото: М.Мейксин/Смольный

На проходившем недавно VI Петербургском международном инновационном форуме помимо инноваций обсуждались и общие вопросы петербургской промышленности. Обо всем этом РБК попросил рассказать председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максима Мейксина. 

Есть ли в Петербурге какие-нибудь инновации массового спроса?

Одну знают все – социальная сеть «ВКонтакте». Крупнейшая сеть в Европе. Чисто петербургское изобретение. Меньшего масштаба, но тоже массового спроса – всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть Дневник.ру. Тоже разработана петербургской командой. 

Что происходит с давно изобретенными светодиодными лампами «Светлана-Оптоэлектроники»? Почему в наших домах их по-прежнему нет, а в магазинах продаются карманные фонарики с китайскими светодиодами? Что, до сих пор китайские значительно дешевле?

Да, пока дешевле. Китайские производители делают ставку на объемы выпускаемой продукции. У наших «Оптогана» и «Светлана-Оптоэлектроники» светодиоды более качественные и служат дольше. Их ставят там, где важна надежность. Например, в железнодорожных светофорах. А вот в уличных светофорах пока используются китайские. Они на 10 – 15% дешевле, а в действующем законе о госзакупках основным критерием обозначена цена.

Но с 1 января 2014 года мы перейдем на контрактную систему, где в сумму госзаказа будет входить стоимость всего жизненного цикла изделия (цена покупки, эксплуатации и утилизации), и покупать российские светодиоды станет выгоднее, чем китайские. Вообще, закон 44-ФЗ о госконтракте откроет дорогу российским инновациям. Нынешний закон о госзакупках их тормозит. 

Какова сейчас ситуация с промзонами в Петербурге?

В городе сейчас порядка 60 крупных промзон. С 19 из них мы активно работаем. Среди них есть как абсолютно новые зоны, так и существующие, которые мы расширяем. В зонах «Рыбацкое», «Ржевка» и «Парнас» в этом году проводится инженерная подготовка территорий. 

Например, в промзоне «Рыбацкое» реально освоено только около половины зарезервированной территории. На остальной части лес. Город сейчас там прокладывает дороги, проезды, строит очистные сооружения, всю инженерную инфраструктуру (газ, вода, электричество). По мере готовности участки будут предлагаться инвесторам.   

Каким инвесторам?

Резидентами промзон смогут стать любые инвесторы, соответствующие профилю конкретной зоны. Например, в «Красносельской» зоне размещается пищевая промышленность, в «Юго-Западной» - машиностроение, в «Ржевке» - деревообработка и металлообработка и т.д. Все эти зоны обозначены в Генплане. Исключается только размещение гальваники: все предприятия этого профиля уедут во Всеволожский район Ленобласти, где есть возможность разместить такое химическое производство. Вблизи Петербурга санитарные нормы этого не позволяют. 

Сейчас все градозащитники в один голос говорят, что в век информационных технологий промышленности не место в городах. Рабочие места надо создавать в IT-индустрии. Как вы относитесь к таким взглядам?

А вы знаете, что США начали возвращать в страну промышленные предприятия из стран третьего мира? В Лондоне разработана программа по воссозданию промышленных территорий в городе. После кризиса 2008 года они осознали, что ставка на финансовые услуги очень рискованна. Любой офисный бизнес схлопывается очень быстро – как только возникает кризис, все офисы сразу закрываются. А промышленность продолжает работать. Например, предприятия пищевой промышленности – горожан нужно кормить всегда. 

Каковы основные проблемы старых промзон?

В исторически сложившихся промзонах у предприятий возникают проблемы с содержанием общей инфраструктуры – проездами, инженерными сетями и т.д. Договориться между собой они не могут, а единого управления такими зонами нет и по закону не предусмотрено. Они хотят, чтобы город взял содержание общей инфраструктуры на себя. Однако, для бюджета это слишком большие расходы. 

Есть и другие проблемы. Например, с электроподстанциями. Предприятия не могут договориться о распределении мощности. Это все - советское наследие, которое до сих пор не преодолено. Поэтому комитет занимается проблемами промзон в ручном режиме. 

Минэкономразвития объявило о промышленном спаде. Петербург это коснулось?   Летом было небольшое падение, но по итогам августа промышленный индекс выровнялся – он стал равен 100%, так что мы не падаем и не растем. В конце августа на фоне общего падения производства автомобилей в районе 8 % по всей стране, Петербург вырос на 5,5% по производству.

Мы, конечно, прогнозировали более плохую ситуацию, но из-за благоприятно сложившейся внешней конъюнктуре рынка экономическая ситуация осталась стабильной. Автопроизводители даже расширяют производство автокомпонентов и саму сборку. Недавно Тоyota объявила, что собирается выпускать новые модели. 

Несмотря на наметившийся спад продаж?

Им выгодно локализовывать здесь свои производства. Это удешевляет себестоимость. У Hyundai, например, 45% реальной локализации: элементы корпусов, различные компоненты, резина, запчасти. На Инновационном форуме было подписано соглашение с французами о строительстве очередного завода по крупному производству топливных систем в промзоне «Марьино». 

Развиваются не только автопроизводители. Например, завод Bosch und Siemens месяц назад начал экспортировать в Европу стиральные машины, произведенные в Петербурге. 

А что будет дальше?

При позитивном сценарии развития событий, я думаю, будет рост индекса промышленного производства 0,5-0,7% по итогам 2013 года. Это, конечно, неофициальный прогноз. Но 2014 году будут сложности, это факт. 

В каких отраслях будет спад?

Полагаю, в строительстве, в производстве автомобилей. Впрочем, у банков много свободных денег и если они включат механизмы стимулирования кредитования, то мы пройдем сложности гораздо легче. Другой важный показатель – уровень безработицы. Если ситуация в экономике сохранится, то 6-7% безработицы - совершенно нормальный показатель для конкуренции на рынке труда. 

У нас есть большое преимущество – значительный оборонный заказ. Армия перевооружается, в бюджете заложены большие средства, заказов довольно много. По сравнению с прошлым годом оборонный заказ вырос на 60%. Судостроительные предприятия загружены на 5 – 7 лет вперед. В Петербурге много предприятий, работающих на оборону, они составляют большую долю городской промышленности. 

В целом, считаю, что экономика Петербурга достаточно диверсифицирована, что создает определенную «подушку безопасности» и позволит городу избежать серьезных осложнений. 

Беседовал Владимир Грязневич

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику