В Санкт-Петербурге закрывается известная сеть гипермаркетов
Лидер петербургской продовольственной розницы Х5 Group планирует в следующем году закрыть в Петербурге и Ленобласти последние гипермаркеты «Карусель», а также сократить число алкомаркетов «Пятьница». Высвободившие площади ретейлер намерен использовать для открытия новых магазинов «Пятёрочка» и «Перекрёсток». Это единственный вариант для Х5 Group для запуска новых точек — полноценное развитие в регионе под запретом антимонопольной службы, пояснили в компании.
«Непрофильный бизнес»
Как сообщила Екатерина Родионова, директор по продажам макрорегиона Северо-Запад торговой сети «Пятёрочка», в 2022 году ретейлер планирует закрыть 7 магазинов «Пятьница» в Петербурге и Ленобласти — в итоге сеть собственных алкомаркетов Х5 Group сократится до 15 магазинов (алкомаркеты под собственным брендом в компании развивают с конца 2015 года).
«Алкомаркеты — не совсем профильный для нас бизнес. Нам проще в обычные магазины поставить маленький уровень ассортимента алкоголя, там, где это возможно, чем развивать специальный формат», — пояснила Екатерина Родионова.
Что касается «Каруселей», то Дарья Осиновская, исполнительный директор территории Северо-Запад «Перекрёстка», пояснила, что в СЗФО осталось всего три этих магазина. «Мы рассматриваем как продажу этих объектов, так и трансформацию их в «Перекрёстки», — говорит она.
В пресс-службе Х5 Group подтвердили РБК Петербург возможность продажи или трансформации «Каруселей». В компании отметили: «Решение трансформировать сеть гипермаркетов соответствует стратегии Х5 Group, которая направлена на максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Наиболее подходящими форматами для этого сегодня являются «магазины у дома» и супермаркеты, в которых X5 занимает лидирующие позиции и продолжает фокусироваться на их дальнейшем развитии во всех регионах присутствия, в то время как миссия гипермаркетов во всем мире теряет популярность в связи с изменением покупательских предпочтений и модели поведения».
Неэффективные точки
Рыночная доля Х5 Group по итогам 2020 года достигла 28,9% и третий год подряд превысила максимальный допустимый лимит в Петербурге (до 25%). Компания не может в течение года покупать и арендовать новые помещения под магазины — это запрещает ФАС. «Открытия в Петербурге возможны только за счет передачи точек. Единственная стратегия для нашего развития — это закрытие неэффективных магазинов и открытие на их месте более эффективных», —поясняет Дарья Осиновская.
Так, например, в декабре в Петербурге были открыты магазины под брендом «Джем» Перекрёсток» в Кирпичном переулке и Гражданской улице. Ранее на этих местах работали обычные «Перекрёстки», но с меньшим размером торгового зала. «Джем» —новый формат для Х5 Group магазинов площадью до 300 кв. м. Средняя площадь обычных «Петекрёстков» значительно больше, до 1200 кв. м.
Как пояснила Дарья Осиновская, в этих магазинах была полностью пересмотрена концепция. «Идея в том, чтобы в центре города больше внимания уделять готовой еде, продуктам категории fresh, меньше внимания — бакалее и сопутствующим товарам. Это магазины, рассчитанные на быстрые покупки», — говорит она. Ассортимент «Джем «Перекрёстка» — в 5 раз меньше, чем в супермаркете (не 15 тыс., а около 3 тыс. позиций). Через несколько месяцев работы двух пилотных точек в Петербурге и одной — в Москве в Х5 Group решат, стоит ли тираживать этот формат.
По словам Екатерины Родионовой, из-за ограничений ФАС, открытие магазинов дискаунтеров под брендом «Чижик» в Петербурге в следующем году не планируется. «Весь «Чижик» будет развиваться не у нас», — подчеркивает она. В сентябре в X5 Group заявили о цели за три года открыть 3 тыс. собственных дискаунтеров.
Екатерина Родионова говорит, что в 2022 году компания намерена сделать акцент на обновление существующих «Пятёрочек». «Сейчас доля обновлённых магазинов составляет 35%, в следующем году мы намерены довести их долю до 50%», — отметила она. В этом году было 13 магазинов, в следующем году под ремонт и последующий перезапуск планируют отдать 21 магазин.
Неактуальные форматы
Генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков называет решения Х5 Group предсказуемыми. «Сеть собственных алкмаркетов было нужно либо развивать большим количеством магазинов, сопоставимых с количеством «Пятёрочек», что невозможно в Петербурге из-за ограничений ФАС, либо не развивать вообще. «Магнит», который пытался развивать собственную сеть алкомаркетов под брендом «Магнит Вечерний», отказался от своих планов без всяких ограничений ФАС, когда понял, что в этом формате он не конкурентоспособен. Похоже, что Х5 Group пришли к аналогичному выводу», — говорит он.
Закрытие «Каруселей» — также вполне закономерный шаг, считает Иван Федяков. Формат гипермаркетов находится под большим давлением — торговые сети, которые специализируются на них, не растут. «В гипермаркетах под непродовольственный ассортимент (от косметики до одежды) отводится до половины площадей, но они приносят всего 20-30% выручки, что является катастрофически неэффективным использованием площадей. Для Х5 Retail Group логично закрыть последние магазины и переформатировать их в «Перекрёстки» или даркстроры. Или можно сделать гибридный формат», — резюмирует Иван Федяков.
Х5 Group
Х5 Group — крупнейший по обороту российский ретейлер создан в мае 2006 года после слияния продуктовых сетей «Перёкресток» и «Пятёрочка». Управляет сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель», развивает цифровые сервисы «Перекрёсток Впрок», 5Post, сервисы экспресс-доставки и агрегатор «Около». По данным на 30 сентября 2021 года, под управлением компании находились 18 648 магазинов с лидирующими позициями в Москве и Санкт-Петербурге и значительным присутствием в европейской части России.
Сеть на территории СЗФО насчитывает 1816 магазинов «Пятёрочка», 148 супермаркетов «Перекрёстков» и 3 гипермаркета «Карусель».
Компанией владеют CTF Holdings S.A. (входит в «Альфа-Групп», 47,86%), Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust, 11,43%), в свободном обращении 40,61% (из них 0,01% казначейских акций), у директоров X5 — 0,09%.
Повтор публикации от 17.12.2021