Санкт-Петербург и область, 19 янв 2017, 16:48

Федералы не хотят отдавать полномочия по застройке центра Петербурга

Читать в полной версии
Фото: Елена Кенунен/Интерпресс

Основной причиной отклонения вчера Госдумой законопроекта «О некоторых вопросах сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга» опрошенные РБК Петербург эксперты считают известное высокомерие федеральных органов власти, всегда неприязненно воспринимающих инициативы регионов.

Центр слишком важен

Комитет по культуре Госдумы в своем заключении на законопроект рекомендовал парламенту принять документ в первом чтении, однако думское большинство прислушалось к отрицательному отзыву правительства РФ. Как сообщил РБК Петербург депутат Госдумы Владимир Бортко, основным камнем преткновения стало желание городских властей получить право самостоятельно регулировать градостроительную деятельность в центре Петербурга. «Парламентарии сочли, что исторический центр Петербурга настолько важен для всей страны, что вопросы его застройки должны решаться на федеральном уровне. И я разделяю эту точку зрения», — заявил РБК Петербург В. Бортко.

То обстоятельство, что законопроект был отвергнут на стадии первого чтения, по мнению директора центра экспертиз «ЭКОМ» Александра Карпова, означает, что федералы вообще не хотят его принимать. «В противном случае они приняли бы его за основу и начали работать над поправками», — утверждает эксперт, исходя из опыта прохождения законопроектов в российском парламенте.

Жизнь по понятиям

В то же время один из разработчиков законопроекта, член Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам петербургского ЗакСа Борис Вишневский отмечает, что Петербург имеет право вновь направить проект этого закона на рассмотрение Госдумы, правда, его придется как-то изменить и представить в качестве новой законодательной инициативы. «Поскольку наша комиссия за него отвечает, мы посоветуемся с губернатором, руководством ЗакСа и решим, что делать», — сообщил депутат.

Претензии правительства РФ, содержащиеся в официальном заключении, Б. Вишневский считает несостоятельными. «Самостоятельный предмет правового регулирования, на отсутствие которого указывает правительство, в законопроекте четко обозначен. Это, во-первых, градостроительные нормативы для исторического центра Петербурга, а также нормы федеральных законов о техническом регулировании и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, которые должны отличаться от нормативов для городских окраин.

Во-вторых, правила проведения капремонта, включая защиту интересов граждан, в домах, имеющих отдельные аварийные конструкции. В Жилищном кодексе такие правила отсутствуют. На уровне города все эти проблемы, вопреки утверждению правительства, решить невозможно, поскольку они регулируются федеральными нормами. Что касается отсутствия в законопроекте размера необходимых федеральных субвенций, то его невозможно привести до завершения обследования технического состояния объектов».

Депутат сообщил, что заключение правительства РФ появилось еще в прошлом году. «Мы тогда указали чиновникам на их ошибки, но, похоже, что они не стали нас слушать. Более того, создается впечатление, что они и самого законопроекта не читали — уж очень абсурдны их претензии», — считает Б. Вишневский. И он, и А. Карпов утверждают, что проводить строительные работы в центре по существующим, во многом сохранившимся со времен СССР, нормативам невозможно (соблюсти требования по инсоляции, по числу машино-мест на придомовых парковках, по площади зеленых насаждений и т.п.). «Да это и не делается. На практике строители руководствуются здравым смыслом и городские чиновники не возражают. Но это жизнь по понятиям, а надо все-таки жить по закону», — считает А. Карпов.

Без серьезных последствий

Хотя этот закон, как считают эксперты, очень нужен Петербургу, на нынешнем этапе реализации программы реконструкции центра его отклонение к серьезным негативным последствиям не приведет, поскольку сама программа фактически заморожена из-за нехватки финансирования. Проводится только обследование третьего пилотного квартала, «Лиговский», и реконструкция инженерных коммуникаций. «Для инженерных работ закон «О некоторых вопросах …» не нужен, — утверждает Б.Вишневский. — А вот для обследований он необходим, поскольку наш законопроект узаконивает обследования, проводимые по инициативе граждан, а сейчас такие обследования юридической силы для властей не имеют».

Отказ федеральных властей принимать закон означает консервацию петербургских проблем, считает А.Карпов. Если этот отказ окажется окончательным, то, по его мнению, некоторые положения отвергнутого законопроекта придется включить в нормативные документы Санкт-Петербурга, в первую очередь, в Генплан и в Стратегию-2043, а также в документы, формулирующие условия инвестиционного процесса.

Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам