Санкт-Петербург и область, 19 мар 2023, 10:38

Крупные работодатели — о том, кому нужны айтишники, пиарщики и сварщики

Читать в полной версии
Фото: Володин Андрей/PhotoXPress.ru

К 2030 году доля 40-летних россиян на рынке труда сократится на 13% (с 42% в 2019 году до 37,4% в). Такой прогноз дала директор HeadHunter Северо-Запад Юлия Сахарова на основе имеющихся демографических данных Росстата. «В 2025 году ребят в возрасте 25-35 лет будет ощутимо меньше, чем более зрелых специалистов. К этому нужно готовиться», — сказала она на дискуссии «Рынок труда: текущая ситуация, цели, прогнозы по дефицитам и конкуренции», которая проходила в рамках Санкт-Петербургского международного форума труда.

И экономисты, и работодатели подтверждают, что трудоспособных людей с каждым годом становится все меньше. Принимавшие участие в дискуссии представители петербургских компаний рассказали, что дефицит в разных отраслях проявляется по-разному — и справиться с этой проблемой бизнесу помогают нестандартные решения. Совладелец DIY–сети «Максидом» Мария Евневич, например, рассказала, как ее компания нанимает 60-летних ИТ-разработчиков. Директор по персоналу АО «Силовые машины» Елена Соловьева уверена, что нужно делать ставку на юных специалистов — и для этого важно ориентировать детей на производственные специальности ещё в школе. А HR бизнес-партнёр «Рексофт» Кристина Гурочкина поделилась советами о том, как удержать программистов высокого уровня.


Мария Евневич, совладелец сети магазинов «Максидом»:

«То, что на рынке есть дефицит нормальных инженерных, высокопрофессиональных и прочих подобных специальностей — это да. Найти электрика, сантехника, чтобы он обслуживал магазин и у него ничего не коротнуло — это задача не самая простая. Потому что был момент, когда все хотели стать экономистами.

Есть прогнозы, что через 3-5 лет у нас будет недостаточно молодежи на рынке труда и рынок труда будет возрастным. Я считаю, что 60 — это не приговор. Мы сейчас нанимаем разработчиков в том числе 60+. Человек, который занимался в детстве математикой, у него в 60 лет отлично работают мозги, он замечательно пишет код. Это я молчу, что сейчас весь код будет писать ChatGPT (чат-бот с искусственным интеллектом — ред.). Пиарщики пойдут на заводы как раз переучиваться в сварщиков, потому что ChatGPT будет писать все тексты, а дизайнеры пойдут помогать этим сварщикам и электрикам, потому что Midjourney (нейросеть, которая создаёт изображения по текстовым описания — ред.) нарисует все картинки. <…>Это то, что мы увидим в ближайшее время. Если только не сработает история с той вакансией, которая была недавно размещена в пабликах: человек за 300 тыс. долларов должен сидеть возле электрической розетки и, когда искусственный разум попытается захватить мир, выдернуть штепсель.

«Найти электрика, сантехника, чтобы он обслуживал магазин и у него ничего не коротнуло — это задача не самая простая»

Мы понимаем, что специальности, которые я перечислила, они, скорее всего, самоликвидируются. Видеоблогинг — кому он будет нужен? Зачем стримиться живому человеку, когда это может делать виртуальная реальность, и эта технология будет удешевляться.

Но останется офлайн, где есть настоящее человеческое общение. Эта часть рынка не уйдёт. Будут рестораны, где тебе робот еду подвозит. И будет бар, куда ты пришёл, чтобы поплакать бармену, что у тебя плохое настроение, что тебя бросил муж или жена или ещё что-то пошло не так. Это останется. Останутся управленческие профессии, как раз то, что связано с людьми, то, что связано со стремительным принятием решений. Искусственный разум всё-таки пока не может принимать решения на основе интуиции, опыта и человеческих эмоций. Хотя тоже вопрос времени, посмотрим, что они там ещё придумают. Может быть, они [роботы] будут симулировать эмоции так, что это будет получаться лучше, чем у человека.

«Пиарщики пойдут на заводы переучиваться в сварщиков, потому что ChatGPT будет писать все тексты, а дизайнеры пойдут помогать им, потому что Midjourney нарисует все картинки»

Таким образом, я вижу основными тенденциями существенное сокращение возможностей в развитии творческо-гуманитарных историй — онлайновых, не офлайновых. <…>Я считаю, что сохранится рынок труда для людей 40+ и даже выше в обязательном порядке. Потому что при всей моей любви к молодежи, люди 40+ как-то надежнее, на них можно возложить какую-то ответственность».


Елена Соловьева, директор по персоналу АО «Силовые машины»:

«Наши профессии очень прогнозируемые — сварщики, сборщики, станочники. Они будут всегда востребованы — и через четыре года, и через 44. Конечно, сейчас тяжело работодателям приходится, потому что практически всё, что они делают в борьбе с дефицитом персонала — они делают самостоятельно. Да, появились отдельные проекты, попытки Министерства образования; хороший проект «Профессионалитет», в котором мы участвуем, но этого недостаточно. Действительно, нужно поменять кардинально систему образования, чтобы мы учили более качественно ребят. И нам нужно обратить внимание на пиар рабочих профессий. Ведь у нас сейчас не популярно идти на завод, у нас популярно пойти в «Макдональдс», какую-то торговую точку. Куда угодно, лишь бы быстро, без особого развития и навыков пришёл — и завтра уже зарабатывал. А пройти какую-то стажировку, практику, дальше расти, повышать свою категорию, наращивать квалификацию — это требует какого-то более глубокого погружения или длительного времени, на что молодежь не всегда готова.

Мы сейчас погрузились на уровень средних (СУЗ) и высших учебных заведений (ВУЗ), но мне кажется, это поздновато. Сейчас мы думаем, как начать [привлекать кадры] со школы. Потому что на самом деле видение у молодёжи формируется раньше. Когда мы приходим в СУЗы, ВУЗы мы видим, что там уже сформировавшиеся мировоззрение — и там уже трудно поменять его. Поэтому начинать пиарить рабочие профессии нужно со школы. Вспомните, сколько раньше было фильмов про рабочие профессии. Какой последний современный фильм про рабочую профессию вы видели? Вспоминаются советские, потому что современных фильмов нет. И это проблема».


Кристина Гурочкина, HR бизнес-партнёр «Рексофт»:

«Ещё в пандемию все ринулись учиться на тестировщиков, на разработчиков. Огромное количество джуниоров на рынке волнами идёт. Ты просто не успеваешь обрабатывать потоки резюме. Но нам не нужны сейчас в таком количестве молодые специалисты. Мы стараемся удержать своих сеньоров, своих опытных разработчиков. Если раньше у нас были стажёрские программы, мы сотрудничали с ВУЗами, мы втягивали в ИТ молодых специалистов, то сейчас их настолько в избытке, что мы просто не знаем, что с ними делать. Основной вектор у нас сейчас направлен на удержание персонала: мы расширяем соцпакет, очень важное направление — поддержка психологического здоровья. «Айтишники» — люди ранимые, их нужно оберегать как детей, холить и лелеять.

«Айтишники» — люди ранимые, их нужно оберегать как детей, холить и лелеять»

Как мы справляемся с дефицитом? Поскольку мы занимаемся разработкой под заказ, мы делаем ПО для разных сегментов — производство, банки, ретейл. У нас всё время в запасе должно быть какой-то количество разработчиков, технических специалистов на скамейке. Если раньше мы могли позволить себе держать какое-то количество сотрудников под будущие проекты, то сейчас это очень сложно даётся, потому что держать на скамейке — это платить зарплату за то, что человек сидит и ждёт, пока начнётся проект. Мы поступили следующим образом: устроили некий «рескиллинг». Если мы понимаем, что у нас на скамейке 30 java-разработчиков и они никому не нужны внутри компании, мы предлагаем им переобучиться на дополнительную экспертизу. То есть, взять себе в багаж знаний какой-то язык программирования, который интересен, в котором они хотели бы расти».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

Повтор публикации от 17.03.2023

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех