Частичный реванш петербургского бизнеса
Конец 1990-х – середина 2000-х годов стали временем масштабного наступления петербургских компаний на новые рынки. Активную экспансию в российские регионы осуществляли продовольственные ретейлеры «Пятерочка», «Лента» и «О’Кей», банки ПСБ, «Балтийский», «КИТ Финанс», мобильный оператор «Северо-Западный GSM», превратившийся в «Мегафон», пивоваренная компания «Балтика», производитель алкогольных напитков «Ладога», книжная сеть «Буквоед» и многие другие.
В дальнейшем вторая столица заняла в освоении земель гораздо более скромную позицию, уступив место столице первой. Но поскольку первая волна экспансии во многом была результатом кризиса 1998 года, то логично спросить: не будет ли сейчас второй волны – нового похода петербургских компаний по России и за рубеж? Ответу на этот вопрос было посвящено заседание делового дискуссионного клуба Winner, организованного РБК Петербург в ресторане «Cafe Claret» отеля «Гельвеция».
Ренессанс невозможен
«Повторения той ситуации не будет - сейчас совершенно другие условия», - уверен президент группы «Ладога» Вениамин Грабар. «В то время в Москве и без экспансии было что делить, в отличие от Петербурга», - так он объясняет причины расцвета петербургского бизнеса в российских регионах на рубеже веков. «Петербургский бизнес завоевывал в регионах те ниши, которыми столичным компаниям недосуг было заняться, хотя Москва могла освоить эти рынки быстрее и нередко – качественнее, - продолжил свою мысль президент «Ладоги». – Кроме того, и в Москве, и особенно в регионах существовало крайне позитивное отношение к нашему городу. Сейчас этого нет и в помине – Петербург ничем не отличается от других российских регионов, и имеет те же слабые предпосылки к успешной экспансии, что и все остальные». Что касается самой «Ладоги», то «чтобы заниматься в любом российском регионе алкогольным бизнесом, надо быть там местным», уверен В.Грабар. «В нашем продуктовом сегменте каждый региональный рынок очень специфичен и серьезно зависит от местной власти, - пояснил он. – В силу этой и ряда других причин, мы не создаем собственных сетей дистрибуции за пределами Петербурга и Москвы».
Полностью согласился с В.Грабаром в оценке ситуации председатель правления Банка БФА Денис Гумеров. По его словам, централизация бизнеса продолжается, и, с точки зрения экономических условий, все регионы делятся на Москву и провинцию, к которой в последнее время все больше относится и Петербург. По словам Д.Гумерова, если 15 лет назад в Петербурге действовали крупные местные банки, которые осуществляли экспансию по всей стране, то сегодня главные игроки финансового рынка города – это филиалы федеральных банков. Поэтому во второй столице нет очевидных субъектов экспансии, да и с ее объектами в российских регионах – проблемы. «Интересного для покупки предложения как не было, так и нет. Проблемы в банковском секторе России в меньшей степени решаются, а в большей – лакируются. Поэтому региональные банки, предлагаемые к продаже, находятся в таком состоянии, что покупать их, учитывая степень ответственности владельцев и руководителей в банковском бизнесе, просто опасно», - подчеркнул Д.Гумеров.
Активы и ниши освобождаются
Однако вице-президент московской компании «Вертикаль Капитал», занимающейся инвестициями в проблемные активы, Александр Цыпкин, полагает, что сегодняшний кризис открывает возможности для экспансии, и бизнес ими пользуется. «На фоне кризиса обострились конфликты между акционерами, стали очевидными ошибки слабого менеджмента, усилилось давление банков на заемщиков. Все это создает условия для смены собственников целого ряда компаний, - говорит он. - Петербургские предприниматели проявляют интерес к активам в регионах, которые можно приобрести выгодно. В частности, пользуются спросом сельскохозяйственные активы и любые производства, способные заниматься импортозамещением».
Покупка активов – не единственный способ утверждения на новых рынках. Выгодная модель расширения бизнеса, которая сейчас применяется гораздо активнее, чем в начале нулевых годов – продажа франшизы. "Чтобы быть успешным на региональных рынках, надо знать местную специфику, "быть местным"", - согласился с предыдущими выступавшими директор сети кофеен "Чайникофф" Михаил Гусейнов. "Поэтому мы выбрали модель работы при которой наш бренд, технологии, ноу-хау, используются теми, кто живет и работает в том или ином регионе, - продолжил он. - Франчайзинг дает такие возможности».
По словам Гусейнова, интерес региональных предпринимателей к покупке франшизы петербургской сети очень велик, и возрос в последние месяцы, что наверняка связано с кризисом. «Очень многие предприятия в российских регионах, к сожалению, выбывают из игры – соответственно, на рынках образуются пустые ниши, которые другие предприниматели стремятся занять наименее рискованным способом», - рассказывает Михаил Гусейнов. В отличие от бизнесменов, выступавших в начале дискуссии, он утверждает, что Петербург остается особым городом для российских регионов. «По числу заведений общественного питания на душу населения Петербург не уступает Москве, в то время как уровень доходов населения во второй столице – значительно ниже. Поэтому в Петербурге – самый конкурентный и развитый ресторанный рынок в стране, - утверждает директор сети. – В сравнении с рынками регионов, мы значительно опережаем время». «У регионального бизнеса нет вопроса, покупать ли франшизы петербургских сетей. Вопрос только в том, какую из петербургских франшиз выбрать», - резюмирует он.
Наши за границей
Расширение собственной производственной базы – форма экспансии, которую также практикует современный петербургский бизнес, причем даже за пределами страны. Группа «Ладога», чтобы занять прочные позиции на российском рынке импортных вин, в последние годы приобрела и модернизирует шесть зарубежных винодельческих производств – во Франции, Испании, Чехии. Сейчас группа делает паузу в покупках – «надо переварить уже купленное», - поясняет Вениамин Грабар. Приобретать российские предприятия он не планирует: «В России производственный бизнес обычно продается в ужасном состоянии».
Если «Ладога» расширяет производственную базу с целью импорта, то холдинг «Адамант» примеряется к экспорту. «Среди наших активов есть производственные, в том числе Российская стекольная компания, - говорит вице-президент холдинга Михаил Баженов. - И мы сегодня делаем акцент на удешевлении ее продукции с целью успешного экспорта». Как он поясняет, «стекло востребовано на всех рынках, а наша компания производит его на мировом уровне, что подтверждено международными сертификатами. Мы уже поставили несколько партий в Данию и Швецию. Сейчас готовимся к полноценному выходу на международные рынки посредством европейских и азиатских агентств, которые будут представлять наши интересы». По его словам, несмотря на политические разногласия России и Евросоюза, Европа никак не препятствует входу российских товаров на свои рынок. В то же время, как отметил М.Баженов, введены серьезные ограничения сотрудничества россиян с европейскими финансовыми институтами.
Окно из Европы
Важная особенность Петербурга – в том, что сюда приходят с Запада новые виды и формы бизнеса. После периода адаптации на петербургской почве, эти формы в дальнейшем распространяются по стране. Так было в свое время с передовыми форматами ретейла, и сейчас существуют примеры подобной «миграции».
По словам основателя петербургской компании «Партия еды», созданной осенью прошлого года, Михаила Перегудова, модель работы своей фирмы он подсмотрел в Европе - и в Петербурге эта модель оказалась востребованной. «К уровню сентября, когда компания начала работать, наши продажи выросли в 10 раз, - рассказал М.Перегудов. - Возможно, кризис нам способствовал, но это трудно сказать достоверно, поскольку наша первая поставка совпала с введением Россией санкций на ввоз продуктов из Европы. Не в кризис мы никогда не работали». Компания М.Перегудова замещает петербургским семьям походы в ресторан, поэтому кризис, действительно, мог способствовать спросу на такой формат.
«Мы – интернет-компания, которая занимается доставкой еды, но не просто нужных продуктов, - объясняет основатель фирмы. - Компания доставляет на дом коробку ингредиентов для приготовления ужина ресторанного уровня на двоих или четверых. Доставка происходит один раз в неделю: семья получает коробку с пятью пакетами, где отмерены все продукты, приправы и прилагается рецепт». Компания уже начала экспансию в Москву, доставляя в столицу полностью сформированные в Петербурге заказы. Опыт оказался успешным: «У нас нет в Москве ни одного сотрудника, но наши московские продажи превысили петербургский уровень». В следующем году «Партия Еды» намерена начать всероссийскую экспансию. «Нам нужно открыть в стране несколько производств, чтобы покрыть своими услугами всю Россию», - строит амбициозные планы М.Перегудов.
Из Европы приходят в Петербург, делая его форпостом для дальнейшего наступления на российские рынки, и многие международные сетевые операторы, - отметил совладелец и генеральный управляющий отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. Правда, кризис практически остановит гостиничный девелопмент, особенно в регионах и, соответственно, наступление самих международных операторов, считает он. «Есть два интересных для международных управляющих компаний рынка – Москва и Петербург, а дальше – практически бездна», - говорит Теймурханлы. Иными словами, экономический уровень большинства российских регионов не позволяет получать в этих регионах доходы, достаточные для возврата инвестиций собственником. «Прийти туда можно, но незачем», - заключает бизнесмен.
Предпосылки для выхода петербургского рынка на новые рынки, российские и зарубежные, по-прежнему существуют, - патриотично постановили участники дискуссии. Освоение освобождающихся во время кризиса мест на рынках не будет таким масштабным, как по итогам кризиса 1998 года, но часть компаний воспользуются «окном возможностей» для расширения географических границ своего бизнеса.
Беседа в ресторане «Cafe Claret» отеля «Гельвеция» стала продолжением цикла встреч прогрессивных бизнесменов за бокалом вина, организованного РБК Петербург в форме клуба Winner.