Санкт-Петербург и область, 19 мая 2017, 18:15

Петербургские работодатели обречены на инвестиции в студентов

Читать в полной версии

Российская система вузов готовится ответить на вызовы четвертой промышленной революции. Правда, эта подготовка стартовала только в отдельных случаях, а именно, в тех, когда учебный процесс со-инвестируется бизнесом и осуществляется «под заказ» частных компаний. Такое положение вещей не решает нарастающую, по мнению представителей передовых компаний, проблему падения среднего уровня знаний выпускников. Представители прогрессивного петербургского бизнеса поделились с РБК Петербург опытом внедрения своих практик в подготовку студентов, выявили ряд ключевых проблем отечественного образования и предложили альтернативы их решения

​Андрей Федоров, председатель совета директоров ГК Digital Design:

«В нашей отрасли людей не обязательно учить конкретным практическим вещам. Те реальные инструменты, которым мы учим, например, на третьем курсе, к выпуску студентов безнадежно устаревают и на смену им приходят принципиально новые. Если человек после выпуска знает, что такое алгоритм, в конце концов знает математику, то он в любом случае быстро станет хорошим IT-специалистом.

В ведущих вузах страны таких людей сегодня готовят хорошо. Однако таких заведений крайне мало. У меня вообще сложилось четкое понимание того, что есть вузы, которые готовят будущих сотрудников, а есть те, которые выдают дипломы. В целом, количество институтов, дающих диплом по специальностям, связанным с программированием, можно сократить в четыре раза без ущерба для отрасли. Чем, кстати, можно решить проблему заработной платы преподавателей. Поэтому рынок труда в IT-сфере так сильно перегрет — наша система образования дает хороших специалистов, но слишком малыми сериями.

Так или иначе, если выбирать между студентом и выпускником без опыта, то мы, конечно, возьмем на работу студента (обычно берем с третьего курса). Потому что, если у студента по окончании вуза нет опыта работы, это странно».

Александр Семенов, генеральный директор компании «Активный компонент»:

«Сегодня проблема перегрева зарплат на фармрынке в Петербурге не так актуальна. Однако через 3-5 лет все может измениться. Сейчас у нас заявили строительство заводов несколько крупных фармпредприятий. Вы представляете, какое количество людей им потребуется? Однозначно, текущий выпуск специалистов недостаточен для удовлетворения будущей потребности фармотрасли. Решать проблему надо сегодня, иначе завтра за кадры начнется война».

Александра Глазкова, вице-президент по HR, PR и административным вопросам BIOCAD:

«При работе с вузами мы используем различные инструменты, так как нам требуются как рядовые сотрудники, так и звезды. Для подготовки основного персонала мы создали в химфарме базовую кафедру, пишем со студентами курсовые, дипломные, даем стипендии за те или иные достижения. Кроме того, мы пытаемся «расшатать» отрасль, сделать ее популярной. Например, через создание летних школ по фармацевтике, курсов по биоинформатике.

Для «выращивания» штучных сотрудников у нас особые проекты. Например, факультет в Пущинском государственном естественно-научном институте в Московской области. По сути, это школа, рассчитанная примерно на 15 человек. Для них мы приглашаем лучших преподавателей, в том числе из-за рубежа.

Основной принцип, на котором мы строим взаимодействие с вузами — это своего рода заказ четко определенного количества сотрудников. Мы заранее понимаем, сколько нам потребуется персонала с учетом планов по расширению, и на основе этого планируем сотрудничество с учебными заведениями».

Анна Сотникова, генеральный управляющий ресторанов кавказской и восточной кухни в компании Ginza Project:

«Сегодня мы ведем переговоры с деканом Санкт-Петербургского государственного экономического университета о создании собственной кафедры. На ней мы будем обучать наших менеджеров уже отработанным лучшим практикам. Дело в том, что сегодня масштаб компании вынуждает нас развивать сотрудничество с вузами. Уровень менеджеров в заведениях разный, и чтобы сохранить созданный холдингом уровень сервиса, необходимо пытаться свести разрыв квалификаций к минимуму. Благодаря созданию кафедры мы сможем обучить как действующих сотрудников, так и потенциальных. В некотором смысле, мы таким образом создаем работника под свой регламент».

Игорь Наркевич, ректор Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии:

«Тема «крафтового» образования — это тема четвертая промышленной революции. Нас ждет сокращение числа людей, занятых в производстве. Люди уходят с конвейерного производства, на которое было ориентировано все образование прошлого века. Параллельно растет потребность в креативных способностях... Мы нуждаемся в креативных людях, способных в рамках небольшого коллектива работать над какой-то сложной задачей.

Несколько лет назад к нам пришли студенты, сказали, что купили на Alibaba 3D-принтер, и попросили дать им место, где они могли бы выпускать лекарства. С лекарствами оказалось все немного сложнее, но в итоге они начали печатать нам лабораторную посуду. Потом мы купили им хороший 3D-принтер за 500 тыс. рублей, который они уже окупили на 100%. Это говорит о том, что там, где есть заинтересованность, будет и результат. Именно по причине отсутствия заинтересованности в учебе по выбранной профессии, на мой взгляд, огромное количество выпускников работает не по специальности».

Аркадий Столпнер, председатель правления Медицинского Института Березина Сергея (МИБС):

«Для наших клиник требуются не просто поликлинические врачи, а настоящие мастера с уникальными компетенциями. Наши вузы таких, конечно, готовят, однако если раньше из ста резюме мы выбирали десять, то теперь не больше пяти. Проблема в том, что мы теряем школу медиков, то есть падает средний уровень подготовки. Невозможно сконструировать Mercedes, если, например, общие технологии в отрасли позволяют делать только автомобили, которые в лучшем случае могут просто ехать. Так же и в медицине — тем сложнее вырастить звезду, чем ниже общий средний уровень».

Елена Бадмаева, дизайнер:

«На сегодняшний день в вузах убит ряд специальностей, критически важных для фэшн-индустрии. Например, такая профессия, как швея. Двадцать лет назад ее отменили, убрали соответствующие профтехучилища, переименовали техникумы и теперь абсолютно все у нас — модельеры. Во-первых, это ударило по общей квалификации кадров. Во-вторых, те люди, которые окончили лучшие вузы (например, «Муху» [Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица — прим. ред. ], куда они три раза перепоступали) и реально могут считаться модельерами, смотрят волком на тех, кто делает одежду, имеет имя, не имея соответствующего образования».

Евгений Кожухов, управляющий директор ресторана «ПАЛКИНЪ»:

«Наш ресторан относится к люксовому сегменту, поэтому, в некотором смысле не может быть индикатором общего уровня образования. Однако могу сказать, что из всех попыток, когда мы привлекали выпускников вузов, которые готовят сотрудников общепита, удачной не оказалась ни одна. Более того, среди выпускников персонал для таких ресторанов, как наш, мы не можем найти уже лет десять. Проблема скорее в том, что вузы готовят работников для массового сегмента — это институты «борщеварения». Такой специалист может сварить борщ на тысячу человек, однако сложные блюда готовить он не умеет. Поэтому мы развиваем практику «крафтового» образования. Например, «Палкинъ» открыл гастрономическую школу, школу сомелье. Основная масса слушателей – это люди со стороны, пришедшие в расчете повысить свою квалификацию. Однако эти люди для нас – это своего рода кадровый резерв на будущее».

Елена Пармон, директор Института медицинского образования, ведущий научный сотрудник НИЛ электрокардиологии ФГБУ «СЗФМИЦ им. В. А. Алмазова»:

«Одна из ключевых проблем медицинской отрасли — в том, что студенты часто не представляют, в чем именно заключается работа врача. Этот вопрос необходимо решать еще в школе, чтобы уже у первокурсника не было наивного представления о том, чем ему придется заниматься. Сейчас по этой причине из всех поступивших в медицинский вуз 20% отсеиваются еще до окончания учебы, и еще по крайней мере 30% уходят в другие сферы после первых лет работы по специальности».

Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством