Веломода в Петербурге умножает число жертв на дорогах
Дискуссию о том, нужно ли поддерживать велосипедное движение в Петербурге, мы пережили - жители города безо всяких дискуссий проголосовали «за», сев на велосипеды. По сути, велосипедисты обогнали чиновников: пока те обсуждают меры по развитию велодвижения, люди его уже активно развивают, отметил советник губернатора Санкт-Петербурга Вячеслав Семененко, открывая заседание экспертной группы Совета по вопросам градостроительной деятельности при правительстве Санкт-Петербурга.
Действительно, визуально заметно, что текущим летом на улицах Петербурга гораздо больше велосипедистов, чем прошлым. По данным директора Центра прикладных исследований Европейского университета в Петербург Олега Паченкова, 2 миллиона жителей города пользуется велосипедом - это составляет более половины взрослого активного населения. Но при этом, по словам члена совета клуба «ВелоПитер» Ильи Гуревича, только одна сотая всех поездок в Петербурге совершается на велосипеде, в то время как в европейских городах доля велосипедных поездок - порядка 50%. Он привел и более тревожные цифры: аварийность с участием велосипедов с начала десятилетия в Петербурге возросла вдвое, число смертей в результате таких аварий - втрое.
И.Гуревич привел основные тезисы концепции развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге, разработанной московским НИИАТ по заказу городских властей пару лет назад. На первом этапе авторы концепции предлагают создать каркас велоинфраструктуры - провести велосипедные пути в нескольких ключевых частях города, на втором - создать сеть, и только на третьем — сделать Петербург новым Копенгагеном, то есть добиться повсеместного использования велосипедов. Первый этап предполагает создание велосипедных дорожек, соединяющих спальные районы с центром города. Такие дорожки - транспортные, а не рекреационные. «Потому что когда мы используем велосипед как вид транспорта, наш автомобиль остается дома, не загрязняя воздух и не создавая пробок - соответственно, мы можем претендовать на поддержку города, - пояснил И.Гуревич. - Если же велосипед - способ досуга, не понятно, почему велодорожки нужно развивать активнее, чем, например, стадионы».
Строительство велодорожек в центре города на первом этапе не планируется, потому что центр - самая ответственная территория, и неизбежные при первых опытах ошибки здесь недопустимы. Кроме того, низкая плотность улично-дорожной сети исторической части Петербурга, в сочетании с невозможностью ее принципиально повысить, делает задачу строительства дорожек, мягко говоря, трудно решаемой.
Альтернативная Концепция развития велодвижения авторства «Открытой Лаборатории Город», представленная О.Паченковым, предлагает создавать более короткие маршруты в пределах каждого спального района, следуя за реальными бытовыми потребностями людей. Большинство горожан, по словам эксперта, не готовы ехать на велосипеде более получаса, но охотно воспользуются им для поездки в магазин, в тренажерный зал или на работу, если она расположена в районе проживания. Создание условий для ежедневных краткосрочных поездок серьезно увеличит интенсивность использования двухколесного транспорта.
Все выступающие подчеркивали необходимость пропаганды велодвижения в форме таких акций, как «веловыходные», общегородские велоэкскурсии и так далее - с целью пересадки на велосипед новых пользователей.
Однако в сегодняшней ситуации с безопасностью появление новых пользователей автоматически означает дальнейший рост числа аварий и жертв. Как показало обсуждение, главное условие безопасности - строительство полноценной сети выделенных велодорожек - в ближайшие годы выполнено не будет ввиду дороговизны, технической сложности и так далее. Поэтому остается вопрос, насколько гуманно выводить на дороги новых велосипедистов, не обеспечив защиту уже существующих.