Санкт-Петербург и область, 19 июн 2015, 09:17

Латвия предлагает Эстонии и Литве создать единую балтийскую авиакомпанию

Эти страны могут стать мажоритарными собственниками нового авиаперевозчика
Читать в полной версии
Фото: facebook.com/airBaltic

Поскольку латвийская Airbaltic является самой успешной авиакомпанией Балтии, Эстонии и Литве целесообразно стать ее акционерами, считает министр транспорта Латвии Анрийс Маттис. Как сообщает Postimees, Маттис заявил, что Эстония, Латвия и Литва должны объединить усилия для того, чтобы привлечь в Балтию больше авиапассажиров и расширить сеть перевозок: «Балтийский регион больше каждой отдельно взятой страны, и нам всем вместе следует организовать более эффективно работающую авиакомпанию, увеличив авиасообщение из Таллина, Риги и Вильнюса».

По мнению Маттиса, три государства должны стать мажоритарными собственниками единой авиакомпании с пакетом не менее в 51%, остальные акции следует продать частным инвесторам. «Мы провели неофициальные консультации с нашими эстонскими и литовскими коллегами на эту тему, но пока не получили ответа», - добавил латвийский министр. При этом он не указал, будет ли эстонская авиакомпания Estonian Air поглощена латвийской Airbaltic.

Пресс-секретарь министерства экономики Эстонии Расмус Рууда подтвердил, что официального предложения от латвийской стороны пока не поступало: «Решение о создании общей авиакомпании должно пройти скрупулезную предварительную оценку. Кроме того, у Эстонии есть свой действующий национальный перевозчик».

Поскольку любая зарегистрированная в ЕС авиакомпания может свободно пользоваться аэропортами каждой из стран-участниц, то экспансия Airbaltic на эстонский рынок обострит конкуренцию с Estonian Air. В этом году Airbaltic обнародовала план расширения маршрутов полета из Таллина и Вильнюса, к 2021 году она собирается летать оттуда в 11 европейских городов. В настоящее время из Таллина Airbaltic летает прямыми маршрутами только в Париж, Вену, Берлин и Ригу. Большинство прямых авиарейсов Airbaltic осуществляется из Риги, откуда компания летает в 60 европейских городов, включая Москву и Петербург.

Однако исполнительный директор Estonian Air Ян Улоф Пальмер не боится усиления конкуренции со стороны латвийского перевозчика: «Airbaltic стала летать из Таллина в те же города, что и Estonian Air, но я пока не вижу, что им удается отбить наших пассажиров». Пальмер отметил, что планы экспансии в Таллин не удавались даже более крупным западноевропейским компаниям, и он не советует эстонскому правительству становиться акционером Airbaltic: «На мой взгляд, лучшим решением стала бы приватизация Estonian Air, а не создание еще одной авиакомпании с государственным участием».

Расширение сети маршрутов Airbaltic наверняка увеличит пассажиропоток из России, поскольку латвийская авиакомпания – один из немногих европейских лоукостеров, которым разрешено работать в нашей стране. По данным российского представительства Airbaltic, сегодня около половины ее российских клиентов являются транзитными пассажирами, которые летают через Ригу в другие западноевропейские страны.

Airbaltic является лоукостером, 99,8% ее акций принадлежат латвийскому государству. В прошлом году компания перевезла 2,8 млн пассажиров, ее оборот составил 300 млн евро, а прибыль – 9 млн. Несмотря на положительный финансовый результат, в 2013 и 2014 годах пассажиропоток снижался относительно 2012 года. Airbaltic осуществляет 17 рейсов в неделю из Петербурга, а также ежедневные рейсы из Москвы – из аэропортов Шереметьево и Внуково.

Мажоритарным собственником Estonian Air является эстонское государство, которому принадлежит 97,34% акций. В 2013 компания перевезла 0,55 млн пассажиров, ее оборот составил 72,3 млн евро, а убыток – 8,1 млн. Estonian Air ежедневно летает из Петербурга и Москвы в Таллин.

Литовский перевозчик Air Lituanica был создан в 2013 году, однако в мае этого года обанкротился. В настоящее время Литва не имеет своей национальной авиакомпании.

Павел Прохоров

Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником