Санкт-Петербург и область, 19 июн 2015, 18:17

Владельцы нового петербургского порта «поймали двух зайцев» на ПМЭФ

Холдингу «Форум» Дмитрия Михальченко удалось частично решить проблему строительства железнодорожного пути и договориться о новом контракте
Читать в полной версии
Фото: port-bronka.ru

Акционерам морского перегрузочного комплекса «Бронка» - холдингу «Форум» Дмитрия Михальченко - удалось решить сразу два важных вопроса в рамках Петербургского международного экономического форума. Во-первых, компания подписала соглашение с Минтрансом и администрацией Краснодарского края о строительстве нового контейнерного терминала в порту Тамань. Во-вторых, холдингу удалось частично решить проблему строительства железнодорожного пути в Бронке.

Что касается проекта в Тамани, то это будет второй по мощности контейнерный терминал в России. Первое место - у терминала группы Global Ports в Усть-Луге (2,6 млн TEUs). Мощность терминала в Тамани составит 2 млн TEUs - на 500 тыс. TEUs больше, чем в Бронке. Инвестиции в таманьский проект - около 30 млрд рублей.

О ходе строительства «Бронки» инвесторы отчитались накануне перед председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и замминистра транспорта Виктором Олерским (общая готовность порта составляет 70%). Глава Совфеда, в свою очередь, поручила Минтрансу помочь «Бронке» найти 1,8 млрд рублей для строительства железнодорожного пути на перегоне до Ораниенбаума. Он нужен для увеличения грузооборота комплекса. Исполнительный директор компании «Феникс» (входит в «Форум») Алексей Шуклецов рассказывал ранее «Эксперту», что от 25 до 35% общего грузооборота порта будет доставляться и вывозится по железной дороге.

По всей видимости, участие Матвиенко потребовалось из-за того, что реальное финансирование этого проекта в 2015-2017 годах в бюджете не предусмотрено. Реконструкция самой железнодорожной станции Бронка будет проводиться за счет бюджета компании «Феникс» (входит в «Форум»). Ее стоимость оценивается почти в 1 млрд рублей.

Как сообщил корреспонденту РБК Петербург гендиректор холдинговой компании «Форум» Д.Михальченко, В.Матвиенко поддерживала проект строительства терминала еще в период ее губернаторства, поэтому в том, что она сейчас принимает в нем участие, тоже нет ничего удивительного.

По его словам, «Форум» будет сам  осуществлять стивидорную деятельность в порту и не собирается приглашать сторонние компании. Д.Михальченко также сообщил, что первое судно, которое обслужит порт – это ро-ро. «Потом, когда глубина достигнет 11,2 м, примем контейнерное судно. А в ноябре к нам зайдет первое глубоководное судно», - добавил он. Ранее сообщалось, что первое судно должно причалить к «Бронке» в сентябре 2015 года.

На вопрос о том, какова в итоге будет глубина фарватера в порту, Д.Михальченко ответил: «В ноябре мы достигнем отметки 14,5 м. В дальнейшем, если мы представим в Минтранс доказательства того, что нам необходима глубина 15,6 м, как сказал министр транспорта, он готов обсудить выделение средств». Точную сумму глава «Форума» отказался назвать. По словам председателя совета директоров ООО «ДОРН» (аналитическое бюро по транспортно-логистической тематике) Андрея Карпова, представители Минтранса не скрывали, что аргументом в пользу расширения мощности порта (углубления подводного канала, строительства следующих терминалов) будет успешная работа первой очереди порта – максимальная его загрузка и перетягивания грузопотоков от конкурирующих портов Балтики. Выполнение первого условия сейчас осложнено снижающимся из-за кризиса общим грузопотоком. К тому же у федерального бюджета известные проблемы с доходной частью.

Д.Михальченко также выразил надежду на то, что после того, как в порт пойдут грузы, начнется активно развиваться территория вокруг него. «Есть все основания для создания индустриально-логистического кластера», - сказал он. На вопрос о том, планирует ли сам «Форум» развивать в этом кластере собственные проекты, Д.Михальченко ответил, что компания ведет работу с консультантами на этот счет - о каких-то конкретных проектах говорить пока рано.

Справка

Комплекс «Бронка» строится на южном побережье Финского залива, в районе примыкания дамбы с кольцевой автодорогой к территории города Ломоносов. Он будет включать в себя три специализированных комплекса: контейнерный терминал, терминал накатных грузов, логистический центр. Площадь контейнерного терминала составит 107 га, терминала накатных грузов – 57 га, логистического центра – 42 га. Длина причальной линии контейнерного терминала составит 1176 м (5 причалов), терминала накатных грузов – 630 м (3 причала). Пропускная способность I очереди ММПК «Бронка» позволит обрабатывать 1,45 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. единиц ро-ро грузов. В дальнейшем планируется увеличить мощность комплекса до 1,9 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. единиц Ro-Ro грузов в год. После завершения своего строительства порт сможет принимать контейнеровозы класса Panamax и паромы класса Finnstar.

Проект строительства реализуется на условиях государственно-частного партнерства. Объем частных инвестиций в реализацию проекта составит к моменту ввода терминала в эксплуатацию 43,7 млрд рублей (осень 2015 года). Объем федеральных инвестиций - 15,2 млрд рублей.

К тому же, ввод «Бронки» в эксплуатацию должен обострить конкурентную борьбу, что эксперты считают необходимым условием для повышения качества портового обслуживания и снижения цен на стивидорные услуги, без чего очень трудно решить задачу по «перетягиванию» в Петербург грузопотоков из финских и прибалтийских портов. «По определению, порт, в котором есть только один контейнерный терминал (или один хозяин терминалов), менее конкурентоспособен, чем порт, в котором имеются несколько терминалов, принадлежащих нескольким хозяевам. В первом случае контейнерная линия «не договорившись» с единственным терминалом или единственным хозяином, «уходит» в другой порт. Во втором случае есть надежда, что она сможет договориться с другими терминалами, и, так или иначе, все-таки останется в порту, - говорил ранее А.Карпов. - Сейчас альтернативой терминалам Группы «Global Ports» является терминал ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» и пара более мелких контейнерных терминалов. С появлением мощного терминала в Бронке в 2015 году ситуация в Большом порту Санкт-Петербург будет гарантировано демонополизирована. То есть, конкурентоспособность Большого порта Санкт-Петербург повысится».

Роман Кизыма, Мария Летюхина

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент