«Семейный капитал» создает крестьянский блокчейн
Кооператив «Семейный капитал», возглавляемый Игорем Белоусовым, вновь приступил к сбору инвестиций. В прошлый раз одноименный кооператив под руководством того же Белоусова привлек деньги пайщиков, однако в августе 2016 года был признан банкротом. Концепция нынешнего «Семейного капитала» предусматривает привлечение финансирования в криптовалюте через технологии блокчейна. По мнению некоторых экспертов, компании будет сложно привлечь таким образом финансовые ресурсы, поскольку для традиционных инвесторов в криптовалюту реальный сектор пока малопривлекателен. Для самих инвесторов проект содержит определенные риски, поскольку в России отсутствует законодательное регулирование операций с криптовалютой.
По новой схеме
Кооператив «Семейный капитал» начал привлекать от инвесторов деньги посредством технологий блокчейна с конца весны 2017 года. Компания получает финансирование, используя механизм ICO (Initial coin offering — первичное предложение криптовалюты). В результате ICO инвесторы перечислят компании ту или иную криптовалюту, и в обмен получат так называемый токен — криптографический финансовый инструмент, выпущенный под конкретный проект. В зависимости от концепции проекта, обладатели токенов могут купить на них продукты компании по заранее оговоренной цене, получить часть прибыли, долю в организации или продать токены на криптовалютных биржах.
Токены «Семейного капитала» (FC-coin) инвесторы смогут использовать как купон на скидку при покупке продукции кооператива, объяснила РБК Петербург председатель правления кооператива «Семейный капитал» Наталия Верхова. «На токены можно будет купить нашу продукцию, но эта функция будет доступна после открытия магазинов, которое запланировано на ноябрь. Обладатели токена, скорее всего, будут покупать товар просто со скидкой до 100%. Детальный механизм мы разработаем позже», — говорит Верхова. FC-coin, по ее словам, будет размещен на криптовалютной бирже, где должен будет прибавлять в стоимости вместе с ростом активов компании. К тому же «Семейный капитал» обеспечит инвесторам возможность обратного выкупа токенов.
Средства, привлеченные в ходе ICO, направят на создание производственно-торгового кластера, состоящего из пищекомбината и десяти торговых точек, говорится в презентации на официальном сайте «Семейного капитала». На реализацию замысла компании потребуются 49 млн руб., при этом проект обещает инвесторам чистую прибыль в размере 25,4 млн руб. в год, следует из презентации.
Криптовалютные риски
Для игрока из реального сектора экономики главная трудность при проведении ICO — сравнительно низкая (по сравнению, например, с IT-компаниями) доходность, полагает организатор проектов в компании Blockchain Алексей Юров. По его мнению, это сужает круг потенциальных инвесторов «Семейного капитала». «Те, кто покупает криптовалюту, привыкли жить в совершенно иных масштабах доходности, чем та, которую может предложить реальный сектор. Например, биткойн вырос с начала 2016 года почти в 10 раз. Для криптовалютчиков 500% годовых — это норма жизни. Для реального сектора такие цифры — это что-то сравнимое с торговлей наркотиками. Так что вложение в «Семейный капитал» для участников рынка криптовалюты — это скорее пожертвование, чем инвестиция», — рассуждает Юров.
Поэтому эмитентами токенов, по его словам, в большинстве случаев выступают непроизводственные компании. На вопрос РБК Петербург о том, сколько денег компании удалось привлечь в ходе ICO, в «Семейном капитале» не ответили, сказав: «Отчет о собранных средствах будем публиковать чуть позже».
Принадлежность компании к реальному сектору создает определенные риски для инвесторов, полагает Кравченко. «У исключительно онлайн-компаний, в отличие от реальных производств, есть возможность привязать токены к долям или к прибылям. Например, за счет смарт-контрактов. В сущности, смарт-контракт — это программа, которая при наступлении определенных условий гарантирует исполнение обязательств сторонами контракта. Например, если компания получила прибыль, то в результате действия смарт-контракта оговоренная часть прибыли будет автоматически списана обладателю токенов. Как сможет реализовать смарт-контракт компания из реального сектора — большой вопрос», — сомневается Кравченко.
Перспективы роста биржевой стоимости токенов «Семейного капитала» эксперты также оценивают со скепсисом. «Если компании не удастся привязать токены к прибыли или долевому участию, то их стоимость, очевидно, не сможет быть выше той скидки на продукцию, которую «Семейный капитал» обещает инвесторам», — говорит Кравченко.
Законов нет
Специалисты указывают и на другие риски, которые вынуждены будут взять на себя инвесторы «Семейного капитала». Главный из них, как считает основатель блокчейн-компании Distributed Lab Павел Кравченко, связан с отсутствием законодательного регулирования рынка криптовалюты. Из-за этого права покупателей токенов на юридическом уровне ничем не обеспечены. «Риски для покупателей токенов? Компания может просто забрать собранные деньги и пропасть, так как законодательно рынок никак не отрегулирован», — пояснил РБК Петербург Кравченко.
Впрочем, по мнению Юрова, подобные риски не должны смущать потенциальных инвесторов. «Спасает ли законодательное регулирование, например, собственников акций в случае банкротства компании? По моему опыту — не спасает. Мошенники могут быть везде, с той разницей, что «кидалово» может быть еще и юридически оформлено. Так что при ICO все также сводится к доверию к руководству компании и его идеям», — пояснил Юров.
Еще интереснее
Напомним, что одноименный кредитно-потребительский кооператив (КПК) «Семейный капитал» в августе 2016 года был признан банкротом. Как объяснял основатель кооператива Игорь Белоусов, активы КПК «Семейный капитал», приобретенные на деньги пайщиков, находятся в собственности одноименного некоммерческого потребительского общества (НПО).
На нынешнем «криптопроекте» «Семейного капитала», по словам Верховой, банкротство его предшественника никак не отразится. «Вся инвестиционная деятельность «Семейного капитала» сейчас — никак не завязана на состоянии НПО. Пищекомбинаты будут строиться, магазины — открываться, обладатели токенов — в полной мере получать свои бонусы», — сказала РБК Петербург Верховская.
Отвечая на вопрос о последствиях для держателей токенов в случае банкротства компании, Верхова сказала, что надежность FC-coin обеспечена в том числе и предприятиями-партнерами «Семейного капитала». «Тут все надежнее. Токены не привязаны к конкретной компании. Они скорее привязаны к бренду «Семейного капитала». Эта модель позволяет сохранять ценность токенов при любом развитии событий. И может получиться еще интереснее, ведь «Семейный капитал» обладает сетью предприятий-партнеров по всей стране. Бонусы будут доступны и там», — утверждает Верхова.