Санкт-Петербург и область, 19 июн 2020, 11:22

Глава «Севкабеля» о переезде: «Исправляем накопленные за 140 лет ошибки»

Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба предприятия)

Руководство петербургского завода «Севкабель» объявило о переводе производства на территорию индустриального парка «Кировского завода». Ожидается, что завод начнет освобождать площадку на Васильевском острове уже в 2020 году. По мнению урбанистов, учитывая позитивный опыт передачи части заводских территорий под общественное пространство «Севкабель Порт» в 2017 году, полное освобождение площадки сыграет позитивную роль в развитии юго-западной части Васильевского острова. Само предприятие надеется, что за счет переезда исправит ошибки внутрипроизводственной логистики.

В интервью РБК Петербург генеральный директор завода Сергей Ярмилко объяснил, зачем «Севкабелю» нужна новая площадка, чем плох участок на Васильевском острове и почему промышленникам «не стоит ждать чуда» в условиях кризиса.

НАКОПЛЕННЫЕ ЗА 140 ЛЕТ ОШИБКИ

— Что даст «Севкабелю» переезд?

— Прежде всего, простор для развития, новая площадка — это новые перспективы. Сегодняшнее расположение завода не позволяет нам развернуть модернизацию в той мере, в какой мы её видим. Благодаря релокации, мы сможем улучшить технологические процессы и исправить те ошибки, которые накопились за 140 лет не всегда эффективного роста производства. Более того, новая территория, имеющая зону развития, позволит нам реализовать проекты по освоению новых видов кабельно-проводниковой продукции в рамках реализации программ по импортозамещению продуктов, не имеющих аналогов в РФ.

— О каких ошибках вы говорите?

— Начиная со дня своего основания на Васильевском острове завод развивался в какие-то периоды по четкому плану, а в какие-то периоды — под давлением ситуации, например, в военные годы, когда всё было подчинено целям обороноспособности, а не экономической эффективности. Из-за этого к началу XXI века завод оказался на двух сторонах одной улицы: Кожевенная линия с ее дорожной сетью пересекает производственно-логистические маршруты «Севкабеля». Предприятие преодолевало этот «недуг» совершенно спокойно в течение многих лет, перевозя на погрузчиках полуфабрикаты между цехами. Однако это приводило к дополнительным затратам на технологическую упаковку и тару, потерям времени, а иногда даже повреждениям полуфабрикатов при транспортировке.

«Благодаря релокации, мы сможем исправить ошибки, которые накопились за 140 лет не всегда эффективного роста производства»

Мы начали заниматься устранением проблем такого размещения еще в 2014 году и успешно перенесли часть рабочих центров без потери технологии и качества. Это дало нам возможность отработать протоколы осуществления переноса производства — полученный опыт будет очень ценен сегодня, когда мы переезжаем на более удалённую территорию.

Как результат, мы улучшили внутрипроизводственную логистику и экономику, подтвердив, что переезд нужен для компактизации производства, устранения проблем с неудобным взаимным расположением производственных участков и рабочих центров. Площадь в 11 га, которую завод занимает сейчас, избыточна, современному производству столько не нужно.

— Можно ли было все-таки провести оптимизацию действующей площадки?

— Развитие производства в непосредственной близости от жилых кварталов нецелесообразно и не соответствуют современным экологическим стандартам и трендам развития городской среды. Один из неустранимых факторов при сегодняшнем расположении, подталкивающий нас к переезду — транспортная система Васильевского острова. Когда не было ЗСД, даже завоз сырья и вывоз продукции были большой проблемой. Приходилось работать ночью, что дороже и рискованнее — люди устают.

Появление ЗСД сняло эту напряженность, но Кожевенная линия от этого не изменилась. Наличие двух полос ограничивает возможности маневрирования больших фур, поэтому линия и прилегающие улицы могут быть надолго заблокированы при подаче транспорта на предприятие.

— Насколько может повыситься эффективность производства по сравнению с нынешними показателями?

— Максимально точно на этот вопрос мы сможем ответить в сентябре, когда завершим проектирование производственных участков в новом месторасположении. На данный момент рассчитываем сократить трудоёмкость до 10% за счет исправления ошибок внутрипроизводственной логистики.

— Почему не получилось переехать в Марьино, как планировалось изначально?

— Марьино — прекрасная площадка, но реализация проекта переноса на ней потребует больше инвестиций, чем предусмотрено в сегодняшнем финансовом плане. Не исключаем, что мы вернёмся к рассмотрению Марьино для новых производств, основанных на новых технологиях, которые не будут связаны с технологиями нынешнего производства. Сегодняшнее решение не означает, что сотрудничество с ИП Марьино не случится никогда.

«ЭТО ТОЛЬКО МОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ»

— Будете ли вы останавливать производство?

— «Севкабель» является носителем нескольких независимых технологий, и последовательный их перенос позволяет избежать единовременной остановки всего производства. При этом мы планируем сформировать запас готовой продукции на складе для удовлетворения спроса и выполнения обязательств по долгосрочным соглашениям.

— Кто будет финансировать переезд «Севкабеля»? Каким будет объем инвестиций в проект?

— Планируется самофинансирование со стороны группы «Росскат-Севкабель-Микропровод». Если возникнут кассовые разрывы, то обратимся к заёмным средствам. Сейчас мы не можем назвать точную сумму переезда, она будет известна позже.

— Планируется ли закупать для переезда новое оборудование?

— Нет, этого не требуется. Если бы мы заказали и установили на новой площадке новое оборудование, то производство было бы переведено быстрее. Но в этом случае мы получили бы дублирование мощностей, а в отрасли сейчас и без того их избыток, многие предприятия существенно недозагружены.

— Насколько в среднем загружены предприятия в отрасли?

— В целом, в отрасли загрузка на уровне трети от возможного, но есть компании, которым повезло — они имеют высокую загрузку, близкую к полной.

— Повлияет ли переезд на объемы производства?

— Переезд продлится почти два года. Сравнивая планируемые объемы производства и выручку с показателями 2018-2019 гг., ожидаем, что показатели в текущем и 2021-м годах явно будут ниже.

«Надеюсь, это будет что-то более связанное с жизнью современного города, чем промышленный серый пояс»

— Что будет с освобождаемыми площадями, как они будут развиваться после переноса завода?

— Поскольку завод не является собственником площадки, то можно только строить предположения. Изменения по правилам землепользования участка, которые приняты городскими властями, дают широкий диапазон возможностей. Надеюсь, что это будет что-то более связанное с жизнью современного города, чем промышленный серый пояс. Но еще раз, это исключительно мои предположения.

ПРИБЫЛЬ, А НЕ ЗАГРУЗКА

— Как «Севкабель» закончил 2019 год?

— На протяжении последних 5 лет уровень выручки колеблется вокруг 7 млрд рублей. За прошлый год мы получили выручку 7,3 млрд рублей, что ниже выручки 2018 года (7,5 млрд). При этом была зафиксирована прибыль 345 млн рублей, что на 15 млн выше, чем годом ранее — это стало возможно благодаря широкой гамме кабельной продукции и диверсификации производства.

— Что влияет на эффективность продаж в вашей отрасли?

— Эффективность продаж зависит от того, какой продуктовый микс сложился в течение года, какие проекты реализуют наши клиенты, какие конструкции приобретались и доминировали в этом портфеле в течение года.

— Что было с загрузкой производства в прошлом году?

— Фокус на максимальной прибыли, а не на максимальной загрузке, позволяет более эффективно, с меньшим износом, утилизировать производственные мощности. Например, в прошлом году мы заработали больше, переработав меньший тоннаж металла. Мы пытаемся оперативно принимать решения, влияющие на эффективность, и в период с 2015 по 2019 гг. мы периодически приостанавливали отдельные направления производства в периоды, когда они могли стать для нас дотационными, перераспределяя рабочих на направления, где можно было заработать больше.

— Какие направления вы останавливали?

— Мы периодически останавливаем производство кабеля с бумажной пропитанной изоляцией (БПИ). У этой продукции есть явно выраженная сезонность сбыта, и в низкий сезон (зимой) мы можем удовлетворять спрос за счёт складских остатков.

ВОШЛИ В ТРОЙКУ

— Как вы считаете, смог бы «Севкабель» выжить и показывать стабильные финансовые результаты без вхождения в «Росскат» (стал собственником «Севкабеля» в 2017 году)?

— Без стабильной работы «Севкабеля» его интеграция с «Росскатом» была бы невозможна. Принимать на борт партнера, которого лихорадит, было бы неправильным решением для такой интеграции. До объединения с «Росскатом» «Севкабель» был пусть и не самым крупным игроком на рынке, но всё же заметным на отраслевом ландшафте. Вообще, он всегда находился в первой отраслевой десятке.

— Какие бонусы от присоединения получило предприятие?

— Сегодняшнее позиционирование «Севкабеля» за счет объединения с «Росскатом» повысило его положение нашего предприятия до первой тройки игроков на рынке. Это имеет свои плюсы и минусы: отношение заказчиков как к более крупной структуре даёт дополнительные возможности, но при этом формирует дополнительные обязанности и ответственность перед государством и обществом. В рамках государственной программы по борьбе с кризисом, вызванным пандемией, системообразующие предприятия, в перечень которых включены «Севкабель» и «Росскат», попали под дополнительный государственный контроль. введены дополнительные формы мониторинга, которые должны помочь государству не пропустить возникновения проблем у подобных организаций.

«Принимать на борт партнера, которого лихорадит, было бы неправильным решением для такой интеграции»

НЕ СТОИТ ЖДАТЬ ЧУДА

— Как сейчас складывается ситуация на рынке кабельной продукции?

— В предыдущие годы была определенная динамика прироста; он определялся темпами экономического развития страны, как следствие — развитием сетевой инфраструктуры, энергетической отрасли, созданием новых производств, строительством жилья. Мы довольно большую часть продукции поставляем для промышленных строек, объектов «Росатома», судостроительных предприятий — в общем, для крупных национальных проектов. Объективно, апрель и май были кризисными для экономики страны. А когда идёт спад, наша отрасль тоже не на подъёме, дорабатываются лишь те проекты, которые нельзя остановить. Это, соответственно, создаёт ситуацию избыточного предложения.

— Возможен ли сегодня рост в каких-то сегментах?

— Мы не исключаем сохранение растущего тренда в ряде сегментов. Например, в геофизике мы выросли за прошлый год на 40%, и не только за счет того, что провели локальную модернизацию оборудования, повысили его производительность, а за счёт роста количества проектов геологоразвездки. Надеемся, что текущая ситуация не сильно повлияет на этот сектор экономики. Пока что можем прогнозировать сохранение достигнутого уровня спроса в судостроении, за последние годы у нас он вырос на 30%. Рассчитываем на продолжение инвестиционных проектов структур «Росатома».

— Есть ли импортная продукция на рынке?

— Импортная продукция присутствует на рынке, но не в критических для участников рынка объемах. Существует всего несколько причин для импорта: это отсутствие или локализованных технологий, или доступа к каким-то уникальным материалам. Таких примеров в нашей отрасли не много.

Все массовые сегменты локализованы, но есть ниша, где внутреннее предложение не полностью перекрывает имеющийся спрос. Например, оптические кабели и LAN-кабели уже давно производятся на российских предприятиях. Но это не мешает китайским производителям по-прежнему проявлять большую активность на внутреннем рынке. Ряд областей закрыт для импорта по причинам энерго- и информационной безопасности. Без аналогов на сегодня остался небольшой список, среди этих продуктов — шлангокабель и подводные системы связи, которыми мы сейчас занимаемся совместно с НИИРПИ.

— Что будет с рынком и спросом из-за нынешнего кризиса?

— Не стоит ожидать чуда — рынок просядет, ведь вынужденно не работал целый ряд отраслей, в том числе, строительная, которая является одним из локомотивов спроса у кабельщиков. Можно с уверенностью вычеркнуть весь апрель, который обычно определяет и заказы, и темпы потребления кабельной продукции на год вперёд. Точные прогнозы, на сколько именно сократится в России потребление кабельной продукции в 2020 году, пока делать рано.

Справка

Завод «Севкабель» был основан как мануфактура торгового дома Siemens&Halske в 1879 году, после национализации был переименован в «Северный кабельный завод», впоследствии — «Севкабель». Участок, на котором сегодня работает ПК «Севкабель» принадлежит закрытому паевому инвестиционному фонду. По данным СМИ, эта структура связана с банком «Санкт-Петербург», который во время банкротства «Севкабеля» в 2009 году был основным кредитором завода.

До 2017 года у завода «Севкабель» было две производственные площадки с двух сторон Кожевенной линии, по адресу Кожевенная, 39 и Кожевенная, 40. К 2017 году цеха с Кожевенной, 40 были переведены на Кожевенную, 39. После релокации освободились площади, на которых было принято решение развивать общественное пространство «Севкабель Порт».

В том же году «Севкабель» вошел в состав «Росскат», который находится в первой четверке крупнейших производителей кабельной продукции в РФ. Доля «Росската» на рынке составляет 7-8%, при этом доля «Севкабеля» в отрасли — 3-4%.

Выручка предприятия за 2019 год составил 7,3 млрд руб. против 7,5 млрд руб. за 2018 год. Прибыль от продаж за 2019 год — 345 млн против 330 млн руб. в 2018 году.

По подсчетам специалистов «Севкабеля», среднегодовая емкость рынка кабельной продукции составляет около 240 млрд руб. Всего на рынке работает более 200 производителей. Крупнейшие игроки — компании «Ункомтех», ХКА, «Росскат», «Камский кабель».

Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Склады в складчину: могут ли инвестиции в логистику стать высокодоходными
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа