Санкт-Петербург и область, 19 июл 2019, 14:14

Эксперты объяснили, почему буксует модернизация петербургских верфей

Читать в полной версии
Фото: Александр Таран/Интерпресс

Технологическая модернизация объявлена одной из приоритетных задач российского судостроительного комплекса, сообщил во время проходившего в Петербурге Военно-морского салона глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Пока наиболее масштабные проекты модернизации верфей Петербурга и Ленобласти, на которых строится треть российских судов, реализуются с трудом. Как отмечают опрошенные РБК Петербург эксперты, главное препятствие для технологического перевооружения отрасли — большие объемы затрат, необходимых на эти цели, и сложности с получением госфинансирования. 

Сложные кейсы

В сентябре текущего года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует сменить подрядчика проекта модернизации «Северной верфи», сообщил во время Военно-морского салона глава ОСК Алексей Рахманов.

Разговоры о модернизации Северной верфи начались еще в 2015 году. Тендер на часть проекта стоимостью 6,3 млрд руб. в ноябре 2017 года выиграл «Метрострой». Однако в начале 2019 года ОСК расторгла контракт с «Метростроем» из-з того, что подрядчик срывал сроки работ, говорил Алексей Рахманов газете «Коммерсантъ». Полную стоимость технологического перевооружения предприянтия на Северной верфи не называют. Ранее проект оценивался в 30 млрд руб. 

Со сложностями в проведении модернизации сталкивается и Балтийский завод. Предприятию до сих пор не удалось построить новый док за 12,5 млрд руб., хотя планы его создания обсуждались в ОСК еще несколько лет назад. Как отмечают многие эксперты, отсутствие современного дока стало одной из причин того, что Балтийский завод не сумел получить заказ на строительство ледокола «Лидер» — проект реализует дальневосточная верфь «Звезда».

Как пояснили в пресс-службе Балтийского завода, предприятие долгое время не могло претендовать на федеральные средства для проведения модернизации из-за формы собственности — с 2015 по 2019 год работало ООО «Балтийский завод-судостроение». По федеральному законодательству, ООО не могут участвовать в ряде федеральных целевых программ.

В 2019 году компания преобразована в АО «Балтийский завод». Как пояснили в пресс-службе предприятия, новая форма собственности позволяет претендовать Балтзаводу на получение средств из бюджета для проведения технического перевооружения. Однако пока ясности относительно сроков получения финансирования и его объемов нет.

У кого получается лучше

Относительно успешно модернизация верфей проходит в тех случаях, когда она не требует больших финансовых затрат. Так, по данным пресс-службы АО «Адмиралтейские верфи», в 2018 году предприятие проводило реконструкцию комплекса по строительству неатомных подводных лодок и реконструкцию мощностей для сооружения крупных надводных кораблей для ВМФ. За 2018 год закуплено оборудования и проведено работ на сумму в 1,2 млрд руб. Средства на модернизацию выделяются в рамках федеральной программы вооружения на 2018-2027 годы, говорится в годовом отчете «Адмиралтейских верфей».

Выборгский судостроительный завод рассчитывает получить 700 млн руб. из Фонда развития промышленности (ФРП). «Наша заявка принципиально уже одобрена. На средства, которые предоставит ФРП, мы можем провести точечные работы: реконструкцию сухого дока и закупку стапельных тележек, с помощью которых корпуса судов перемещаются по территории завода», — говорит гендиректор «Выборгского судостроительного завода» Александр Соловьев.

Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) в прошлом году завершил модернизацию, длившуюся с 2007 года. Стоимость проекта составила 5 млрд руб. «Мы перестроили производственные цеха, построили новый подъемно-спусковой комплекс, заменили электрические сети, а также перевели котельную с мазута на газ. За счет проведенных работ на предприятии повысилась производительность труда и повысили экологичность производства», — рассказывает генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо.

На новые рельсы

Между тем, как отмечают эксперты, модернизация необходима практически всем судостроителям Петербурга и Ленобласти. «Все эти предприятия были построены в 50-70-е годы прошлого века, много что требуется обновить», — говорит Сергей Коновалов, председатель правления АНО «Отраслевая судостроительная ассоциация».

По его словам, наиболее прогрессивными сейчас являются зарубежные судостроительные заводы, которые работают по сути только как сборочные производства. В России же «старые» верфи создавались и работают как предприятия полного производственного цикла, что может снижать эффективность их производства, поскольку далеко не все производственные мощности используются каждый день. По словам Коновалова, по типу сборочного производства с высокой степенью автоматизации в России будет работать дальневосточная верфь «Звезда».

Модернизация действующих петербургских верфей поможет предприятиям сократить сроки строительства и повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке, считает профессор кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Елена Ткаченко.

«Сейчас мы идем к росту спроса на продукцию и военного, и гражданского судостроения. Например, требуется значительное обновление речного и рыболовного флота. В целом модернизация позволит верфям снизить затраты на производство и сократить сроки строительства судов. Автоматизация процессов позволит снизить расходы на персонал. То есть по сути модернизация поможет российским верфям стать более конкурентоспособными на мировом рынке судостроения, в частности, гражданского, — говорит Елена Ткаченко. — но проблема в том, что для модернизации требуются очень крупные вложения, поэтому техническое перевооружение верфей откладывается», — комментирует Ткаченко.

Справка:

По оценкам СМИ, емкость российского рынка судостроения в 2018 году выросла на 8%, до 325 млрд руб. При этом треть российских судов пока строится в Петербурге и Ленобласти. Мировыми лидерами на рынке судостроения выступают Турция, Южная Корея, Япония.

Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Дело Блиновской: какие выводы из него надо сделать и чему учат ее ошибки
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным