Выбиться в люди: почему в школах Петербурга не работают социальные лифты
Социальный лифт в петербургских школах работает с трудом. Доцент департамента социологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Лариса Шпаковская в своем исследовании отмечает, что препятствием социальной мобильности детей часто становятся сами родители, которые по-разному выбирают школы.
Как показал опрос респондентов, семьи с хорошим социально-экономическим статусом, стараясь обеспечить детям успешное будущее, взыскательно выбирает школы и активно включается в учебный процесс, инвестируя в него силы и средства. Представители рабочего класса (люди без высшего образования, занятые физическим трудом или в сфере сервиса), напротив, подстраиваются под обстоятельства. Сетуя на занятость и недостаток денег, они отдают детей в ближайшую школу и рассчитывают, что талант их ребенка сам пробьет себе дорогу.
Представители среднего класса, опрошенные социологом, выбирая школу для ребенка, оценивают психологический комфорт в школе, качественные образовательные услуги и поддержание мотивации детей к обучению. Семьи этой группы придирчиво относятся и к социальной среде в школе, ожидая, что их наследников будут окружать дети «благополучных родителей».
«В образовательных траекториях детей респонденты из среднего класса так или иначе воспроизводят свой собственный опыт. Обычно такие информанты – сами выпускники хороших школ», - пишет в своей статье «Образовательные притязания родителей как механизм воспроизводства социального неравенства» Л.Шпаковская. - Такие родители готовы тратиться на образование. Возможны даже такие случаи, как покупка машины ради того, чтобы возить ребенка в престижную школу на другой конец города, или приобретение квартиры в этом районе». Отношение к образованию детей может влиять и на тип занятости родителей: гибкий рабочий график, фриланс и пр.
Информанты из другой группы придавали особое значение материальной обеспеченности школы и удобству ее расположения. Вместе с тем, они предвидели и сложности, с которыми придется столкнуться ребенку в будущем, говорили о необходимости выживания в агрессивной социальной среде. Отсюда – и акцент на строгости и требовательности педагогов. Они опасаются элитных учебных заведений, в которых дети хорошо одеты и пользуются дорогими гаджетами. «Такие респонденты... не хотели бы социальной стигматизации для своих детей», - поясняет Лариса Шпаковская.
Данные исследования Л.Шпаковской почерпнуты из интервью с родителями (Санкт-Петербург, более 30 родителей из разных домохозяйств, с разным доходом и образованием, имеющие детей до 12 лет). Также были рассмотрены результаты других исследовательских проектов НИУ ВШЭ о семейном поведении, в которых участвовал автор статьи (2010-2014 годы, 150 интервью). Помимо этого, были проанализированы около пяти тысяч сообщений из родительских форумов.