Санкт-Петербург и область, 19 сен 2016, 13:09

Петербургский рынок янтаря держат китайцы

Читать в полной версии
(Фото: Александр Николаев/Интерпресс )

Освобождающиеся торговые площади в центре Петербурга нередко занимают магазины, важная часть ассортимента которых — сувенирные изделия из янтаря. Целевая аудитория для торговцев янтарем — в основном туристы из КНР. По одной из версий, полученных редакцией РБК Петербург в ходе опроса участников рынка, фактическими владельцами таких магазинов зачастую тоже являются китайцы.

Сувенирный бум

В последние два года в Петербурге наблюдается бурный рост торговли сувенирной продукцией, о чем косвенно свидетельствует ситуация на городском рынке торговой недвижимости. Если в конце 2014 года на Невском проспекте пустовало 30% помещений, то в I квартале 2015 года доля вакансии сократилась в два раза, следует из отчета Colliers International. По наблюдениям экспертов, наибольшую активность в поглощении освобождающейся торговой площади проявляли именно продавцы сувениров.

Как сказал РБК Петербург руководитель департамента street retail компании Colliers International Александр Просенков, заметными тенденциями на этом рынке в последние два года были расширение сетей «Наследие» и «Янтарь России», а также открытие магазина Nevsky Souvenir. «Наследие» и Nevsky Souvenir продают изделия из янтаря наряду с другой сувенирной продукцией. Для «Янтаря России» этот товар — основной.

Специфический покупатель

Показательно, что рост янтарной розницы в Петербурге происходит на фоне падающего рынка янтаря в России. По наблюдениям президента Янтарного союза России Василия Симонова, с февраля 2016 года объем продаж изделий из этого материала на профильных ювелирных выставках каждые четыре месяца снижается на 20-30% по сравнению с показателем прошлого года.

Парадокс, по мнению В. Симонова, объясняется тем, что многие продавцы янтаря в Петербурге ориентируются на вполне конкретную аудиторию — туристов из КНР, которые обеспечивают стабильный спрос. Характерно, например, что сеть «Янтарь России» участвует в программе Федерального агентства по туризму China Friendly, что свидетельствует об интересе к китайскому покупателю.

По замкнутому циклу

Фактическими владельцами многих сувенирных магазинов Петербурга, как утверждает В. Симонов, тоже являются граждане КНР. «В России появилось довольно много торгующих янтарем магазинов, за которыми стоит китайский бизнес. Например, юридически магазин оформлен на Иванова, но на самом деле он принадлежит китайцам», — говорит В. Симонов. «Российские турфирмы, принадлежащие китайцам, везут своего туриста и ведут его в китайский же магазин сувениров», — описывает он бизнес-модель турбизнеса, ориентирующегося на граждан Поднебесной.

Продаваемые в Петербурге янтарные изделия — в основном китайского производства, продолжает В. Симонов. «В 2014-2015 годах янтарное сырье российским производителям не продавалось, оно вывозилось сотнями тонн в Китай, — говорит эксперт. — Сейчас мы получили результат — с прошлого года к нам из Китая везут изделия из янтаря. Они дешевле российских на 30-40%».

Формально китайские корни у крупных петербургских ювелирных сувенирных ретейлеров не прослеживается. Так, по данным портала kartoteka.ru, ООО «Волна», которой принадлежит «Янтарь России», была учреждена Александром Миллером и Сергеем Зиминым. Александр Миллер говорить с корреспондентом РБК Петербург отказался. На официальный запрос ответа не последовало.

Сеть магазинов русских подарков и сувениров «Наследие» принадлежит ЗАО «Русский музейный мир». По данным портала kartoteka.ru, владельцем и гендиректором организации является Андрей Печерица.

Бизнес для своих

Торговля янтарными изделиями — выгодный бизнес не только для магазинов, но и для всех участников замкнутой системы обслуживания китайских туристов, полагает гендиректор туристической фирмы «БестДрайв» Кира Журавская. По ее словам, сувенирные магазины материально стимулируют турфирмы и гидов, чтобы те завозили к ним китайских туристов. «Гиды и водители получают чаевые с сувенирных магазинов — это 30% дохода, вырученного от продажи сувениров туристам, — рассказывает К. Журавская. — Из них 10% идет водителю, 10% турлидеру [сопровождающему группы из Китая — ред.] и 10% гиду». По оценкам одного из участников туристического рынка, только в одной торговой точке группа китайцев может за один раз оставить до 1 млн руб.

Руководитель представительства в Петербурге компании «РоссТур» Дмитрий Мазанников ранее в разговоре с РБК Петербург отмечал, что за счет китайских туристов «хорошо зарабатывают те, кто их обслуживает — турфирмы, гиды и т.д.».

Круг выгодополучателей жестко задается китайскими чиновниками, рассказывал РБК Петербург гендиректор «Стафф-сервис НИХАО» Фалун Лай. По его словам, туристы посещают только те места, которые выбирают китайские турфирмы при содействии консульства КНР в Петербурге. В качестве примера он привел китайские рестораны. «Ресторан, в который повезут группу, тоже выбирают китайские чиновники», — сказал Ф. Лай.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик