Санкт-Петербург и область, 19 сен 2019, 16:28

Привет из 90-х: в Петербург проникают кофейни необычного формата

Читать в полной версии
Фото: Илья Щербаков/Интерпресс

Компания Tele2 открыла флагманский салон, совмещенный с кофейней, на Невском проспекте. РБК Петербург выяснил, что этот формат за высокий трафик и конверсию хвалят все операторы сотовой связи. Однако пока в общем объеме салонов на него приходится не более 2-3%. Формат развивается вяло, потому что операторы связи пытаются за счет него сэкономить на аренде, а у кофеен нехватки дешевых помещений пока нет, считают эксперты.

Связь и кофе

Первой формат салонов сотовой связи с кофейнями на российском рынке еще в 2014 году запустила «Евросеть». Компания Tele2 начала открывать салоны совместно с кофейнями с мая 2017 года, однако в Петербурге за это время появилось только семь таких салонов (всего в городе работает примерно 190 салонов связи Tele2). У компании «Билайн» в Петербурге пять кофеен формата «кофе с собой», при этом сеть насчитывает более 190 салонов. В числе партнеров операторов сотовой связи — компании Cofix, Coffeе Like, One Price Coffee и локальные кофейни.

МТС о развитии пилотного партнерского проекта с сетью кофеен Costa Coffee, которая находится под управлением «Росинтер Ресторантс Холдинг», заявила в конце прошлого года. Однако, как сообщили в «Росинтер», у компании нет и не планируется совместных проектов с салонами связи в Петербурге. Всего в Петербурге более 200 салонов МТС.

Tele2 в Петербурге планирует запустить еще 2 кофейни до конца года. «Билайн» постоянно расширяет географию и присутствие кофеен в своих офисах. МТС решение о расширении формата будет принимать по итогам экспериментов с форматами и местом размещения.

Эксперименты с трафиком

Чаще всего в непрофильном бизнесе операторов связи привлекает возможность увеличить количество посетителей торговой точки, конвертировать входящий трафик в продажи и тем самым повысить эффективность бизнеса, отмечают игроки рынка.

Так, в «Билайне» говорят, что благодаря использованию партнерского формата трафик в одном из магазинов в Санкт-Петербурге после открытия кофейни вырос на 62%, что повлияло на рост продаж сим-карт и девайсов. По оценке Tele2, трафик увеличивается еще значительнее — в совмещенных с кофейнями салонах он на 200–300% больше, чем в салонах стандартного формата. «Конверсия превышает 7%, а продажи опережают показатели традиционных салонов в 1,5–2 раза. В связи с тем, что данный формат работы является успешным, мы планируем развивать его и далее», — говорят в пресс-службе компании Tele2.

Потенциал у партнерства большой — по данным сервиса «2ГИС», за первое полугодие в Петербурге открылось 208 новых кофеен, их общее число сейчас составляет около 1,5 тыс., что на 20% больше, чем годом ранее. Салонов связи немногим больше — около 1,6 тыс. магазинов.

Вынужденный шаг

Основной сложностью для развития формата в «Билайне» называют отсутствие необходимых электромощностей и небольшую площадь магазинов. На сроки запуска проекта влияет и заинтересованность партнеров, по этой причине сложно назвать точные сроки и места расположения новых кофеен, отмечают в Tele2. «Примеров такого формата на рынке мало, потому что мало желающих среди кофеен занимать дорогие помещения, чаще всего у них низкий бюджет», — говорит владелица агентства недвижимости Lapina (специализируется на коммерческой недвижимости) Екатерина Лапина.

По ее мнению, этот формат возник вынужденно: «Мобильные операторы всегда занимали очень дорогие коммерческие помещения, а теперь пытаются переложить эти затраты на плечи партнера, сдать излишки в субаренду. Обратите внимание, никто из операторов не создает кофейню своими силами, все привлекают партнеров». Однако дефицита предложений коммерческой недвижимости для кофеен, которые обычно ищут помещения площадью 20-50 кв. м, по ее информации, нет, поэтому партнерские кофейни развиваются медленно.

Привет из 90-х

Еще одна возможная причина медленного развития формата — низкая востребованность партнерских кофеен у покупателей, предполагает основатель и совладелец петербургских кофеен «Больше кофе», «Кофе на кухне», «ДоМоД» и «Знакомьтесь, Джо» Николай Готко.

«Чаще всего с салонами связи сотрудничают кофейни формата to go — это кофейни, в которых акцент делается на быстроте обслуживания и низкой стоимости кофе. Продукт там часто самый простой, — говорит он. — В то же время с точки зрения потребителя стойка с кофе в магазине с телефонами — это не самый мощный магнит, отчасти это такой привет из 90-х». По его мнению, хорошей альтернативой мог бы стать симбиоз салонов с другим форматом кофеен — «спешелти», когда высококачественный кофе готовит профессионал на хорошем оборудовании.

По мнению Екатерины Лапиной, подстегнуть развитие формата может нехватка коммерческих помещений, к которой рано или поздно придет петербургский рынок. «Тогда формат могут подхватить и другие субарендаторы», — говорит она.

Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
«Недостижимые» $100 за баррель: способны ли США изменить рынок нефти
Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем