Крупный петербургский девелопер вложился в американский стартап
Президент петербургской девелоперской группы RBI Эдуард Тиктинский и сооснователь сервиса Muzlab («СберЗвук Бизнес») Виктор Христенко вложили полмиллиона долларов в развитие стартапа XIX («Икс Ай Икс»). Об этом сообщает пресс-служба RBI. Глава девелоперской компании считает, что у продукта компании в сфере кибербезопасности — большие перспективы на рынке.
Чем занимается стартап
Стартап XIX специализируется на технологиях компьютерного зрения и машинного обучения и разрабатывает продукты для рынка управления учетными данными. Ключевой продукт компании — сервис аутентификации по геометрии лица Entry. Он позволяет интернет-пользователю авторизоваться на сайте или в приложении без ввода пароля, используя только веб-камеру на любом устройстве с доступом в интернет.
Как поясняют в RBI, целевая аудитория Entry — владельцы сайтов, приложений и частные пользователи. Помимо этого, продукт востребован американскими некоммерческими организациями. Стартап, как рассказывают в пресс-службе девелоперской компании, сотрудничает с DeliverFund — фондом, который занимается борьбой с торговлей людьми. Искусственный интеллект сопоставляет фото пропавших людей с базами данных на «теневых» сайтах.
Компания XIX была создана в 2017 году российскими IT-специалистами Эмилем Михайловым и Романом Трусовым; её офис расположен в Сан-Франциско. Всего статрап привлёк 3,8 млн долларов инвестиций, включая последний раунд в 500 тыс. долларов от Тиктинского и Христенко.
Перспективы компьютерного зрения
По словам Эдуарда Тиктинского, он инвестировал в XIX из-за интереса к технологической новации. «На рынке почти нет подобных продуктов, которые делали бы возможной авторизацию пользователя по геометрии лица, без специального сенсора, при помощи одной лишь камеры, и без установки продукта на свой девайс — просто «из облака». С учетом того, как развиваются и становятся все более востребованы технологии кибербезопасности, это очень перспективное решение», — говорит он. По его мнению, дальнейшее развитие компании во многом зависит от усилий партнеров, фаундеров — с точки зрения совершенствования продукта и с точки зрения умения его продать.
Отметим, что продукт Entry — далеко не единственный на рынке технологий распознавания лиц. По словам генерального директора группы компаний ЦРТ Дмитрия Дырмовского, в мире уже разработано и внедрено множество решений на основе компьютерного зрения. «Самые «активные» отрасли, которые используют биометрическую аутентификацию — банки, финтех. Для повышения надежности биометрических решений часто используют не одну биометрическую модальность, а мультимодальность: например идентификацию не только по лицу, но и по голосу; дополненные технологиями liveness detection — защиты от взлома. В глобальных национальных биометрических системах также давно используется мультимодальная — двухфакторная — биометрия с технологиями защиты», — говорит он.
При этом Дмитрий Дырмовский отмечает, что технологии компьютерного зрения и продукты на их основе сегодня особо востребованы, и в дальнейшем этот тренд усилится. «По прогнозам Telecom Daily, российский рынок видеоаналитики по итогам года вырастет на 10%, до 12,3 млрд руб., а к 2028 году удвоится. Решения на основе компьютерного зрения будут особо востребованы в финансовом секторе, телекоме, ретейле», — считает Дырмовский.
По данным РБК Тренды, в России есть несколько крупных игроков в этой сфере — NtechLab, VisionLabs, Sensemaking Lab и группа ЦРТ. NTechLab разработал приложение FindFace, которое с точностью до 99% находило людей во «ВКонтакте» по фото. VisionLabs разрабатывала системы для камер в московском метро, а сейчас является частью экосистемы «Сбера». В 2014 году группа ЦРТ внедрила биометрическую систему распознавания лиц на стадионе «Петровский» в Петербурге, а сегодня это решение применяется на 18 объектах спорта.
Ещё один игрок — стартап с петербургскими корнями ID R&D, разработавший систему распознавания пользователей, которая анализирует голос, лицо и поведение человека с использованием искусственного интеллекта. Летом этого года стартап был продан американской компании Mitek.
Не чисто американские компании
Российские и петербургские инвесторы регулярно вкладываются в американские стартапы, говорит директор по развитию Союза организаций бизнес-ангелов Луиза Александрова. При этом, по её словам, обычно «американскими» стартапами оказываются российские компании, зарегистрированные в Америке для работы на локальном рынке. «Американские стартапы, созданные американцами, в большинстве случаев не доходят до России. Потому что в Америке им значительно выгоднее привлекать инвестиции. Один и тот же стартап на одной и той же стадии развития в России стоит в пять раз дешевле, чем в США. Если чисто американский стартап ищет деньги в России, то возникают вопросы, что с ним не так», — говорит она.
Луиза Александрова отмечает, что петербургские инвесторы также зачастую участвуют в зарубежных сделках, когда провайдерами выступают инвестиционные компании или фонды с русскими основателями. Они дают возможность инвесторам небольшими чеками присоединиться к иностранным сделкам. Собеседница РБК Петербург отмечает, что российским инвесторам сложно напрямую инвестировать в американские компании из-за нехватки экспертизы. «Я не уверена, что экспертизы российских инвесторов хватит, чтобы оценить американский стартап на американском рынке. Это сложно сделать, в том числе, из-за разного менталитета», — отмечает она.
По словам Луизы Александровой, число сделок, когда петербургские инвесторы делают вложения в американские стартапы с русскими основателями, выросло за последние годы. Это связно с тем, что российские компании стали чаще регистрироваться за границей. «Что касается технологических трендов, то сейчас появляется много стартапов, создающих продукты с искусственным интеллектом. Соответственно, инвестиций в это направление становится больше», — говорит она.