Санкт-Петербург и область, 19 окт 2021, 17:33

Дефицит автомобилей в Петербурге «достиг критических значений»

Читать в полной версии
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru

Индекс контрактования новых автомобилей в дилерских центрах Петербурга сократился на 12% в сентябре 2021 года по сравнению с августом. Это следует из данных ассоциации «Российский автомобильные дилеры» и группы компаний «Прагматика». Индекс контрактования показывает разницу между заключенными контрактами в дилерских центрах на покупку новых автомобилей и расторгнутыми контрактами. Как пояснили РБК Петербург в пресс-службе ГК «Прагматика», договор на покупку автомобиля потребитель может расторгнуть, если на поставку машины требуется время, а он не хочет ждать (оплата по таким контрактам происходит после фактической поставки).

Критические значения

Индекс контрактования новых автомобилей в Петербурге демонстрирует отрицательную динамику уже четвертый раз за девять месяцев 2021 года (показатель падал в январе, мае, июне и сентябре). Как сообщают в пресс-службе «Прагматики», падение зафиксировано столько же раз, как и за весь прошлый год, когда автосалоны города весной и в начале лета были закрыты почти 2,5 месяца.

«В сентябре дефицит новых автомобилей в дилерских центрах достиг критических значений. Уменьшился объем покупателей, которые не хотели ждать и выбирали машины из имеющегося стока. К этому фактору добавилась и более низкая активность после сезона отпусков», — говорит директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский.

По данным «Прагматики», свою долю в общем объеме заключенных контрактов на покупку новых автомобилей в сентябре в Петербурге сократили массовые бренды — LADA, Renault и KIA, а увеличили долю Mitsubishi (на 7%), коммерческие автомобили Ford (на 4%), а также премиальные бренды Genesis и Audi (по 3% и 2% соответственно). По мнению Шапринского, падение спроса на массовые бренды вызвано, в том числе, оттоком покупателей в сегмент автомобилей с пробегом, где по той же цене можно найти относительно «свежие» машины.

Из-за чего возник дефицит

Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины. По данным «Auto-Dealer-СПб», за первое полугодие 2021 года в Петербурге было произведено 187 тыс. легковых автомобилей, что на 36,2% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Но, если сравнить эти цифры с 2019 годом, то производство автомобилей находится на том же уровне. За первые шесть месяцев 2019 года было произведено 189 тыс. авто.

Нарастить производство до нужного объема мешает сокращение поставок комплектующих, полагают опрошенные РБК Петербург специалисты. Как пояснял ранее эксперт «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов, сегодня автомобильные заводы работают не в полную мощность во всем мире из-за дефицита электронных чипов. «Этот дефицит возник из-за остановок заводов в 2020 году из-за пандемии и сохраняется до сегодняшнего дня. При этом автопром — не главная отрасль, куда поставляют электронные чипы. В структуре поставок автоконцерны занимают менее 5%», — говорит он. По данным аналитиков TrendForce, мировой спрос на микросхемы на 10–30% выше текущего объема предложения.

Прогнозы

В ГК «Прагматика» отмечают, что уже в октябре началось пополнение дилерских складов в Петербурге. «Но до прежних объемов, когда удавалось удовлетворить спрос, пока далеко. Машины поступают дилерам в большем количестве, чем в августе или сентябре, но достаточно неравномерно по модельному ряду внутри брендов. Скорее всего, до конца года рынок уже не достигнет объемов весеннего периода», — сообщают в компании.

Нехватка автомобилей и повышенный спрос вызвали рост цен на новые авто. По данным «Auto-Dealer-СПб», только за первое полугодие 2021 года в среднем по Петербургу цены на новые автомобили выросли на 5-7%. Существенно выросли цены на автомобили с пробегом. По данным ГК «Прагматика», в первой половине 2021 года стоимость автомобилей с пробегом в дилерских центрах Петербурга выросла на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена сделки в массовом сегменте превышает 510 тыс. руб.

Учитывая мировые и российские тенденции дефицит автомобилей сохранится до конца года, насыщения рынка в ближайшее время не произойдёт, прогнозирует Денис Гаврилов. По его оценкам, на определённые модели дефицит будет сохраняться и в начале 2022 года. Продолжат расти и цены на автомобили, полагает генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий. «Цены будут расти с каждым месяцем, пока дорожает все сырье, используемое для производства автомобиля: металлы, пластики и т.д. Когда у автодилеров будет достаточно машин, они снова будут готовы уменьшить свой собственный доход на каждой отдельной сделке. Однако, я сомневаюсь, что через какое-то время автомобили будут стоить дешевле, чем сейчас», — говорит он.

Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества