Смольный сокращает на треть расходы на строительство метро
Смольный снизит финансирование строительства метрополитена в бюджете Петербурга на 2019 год и плановый период 2020—2021 годов с 28 млрд до 18 млрд руб. Соответствующие поправки были рассмотрены бюджетно-финансовым комитетом Законодательного собрания Петербурга.
«30 лет ждут»
По словам главы комитета финансов Алексея Корабельникова, решение было принято в связи с низким освоением бюджета. «Подрядчик (ОАО «Метрострой» — ред.) с теми объемами строительства и финансирования просто не справляется. Прежде чем вести речь о выделении дополнительных средств, необходимо разобраться со строительной частью, чтобы выработать подходы к темпам строительства. Потом мы готовы вернуться к вопросу о восстановлении финансирования», — отметил чиновник (цитата по «Петербургскому дневнику»).
Заместитель председателя бюджетно-финансового комитета Андрей Васильев предложил, в свою очередь, создать в петербургском парламенте рабочую группу по вопросам строительства метрополитена. «Жители Красносельского района уже 30 лет ждут, когда к ним придет метро», — отметил депутат.
Деньги, которые ранее планировалось направить на метро, перераспределят на другие объекты. Адресная инвестиционная программа города, например, должна будет увеличиться на сумму около 2 млрд руб.
В пресс-службе компании «Метрострой», которая занимается строительством новых станций петербургского метерополитена, сообщили РБК Петербург, что решение врио губернатора Петербурга Александра Беглова перебросить часть средств, предусмотренных на строительство подземки, на более поздний срок, имеет под собой логическое обоснование. «Поправка бюджета на 2019 год учитывает реальные объемы производства на объектах метростроения и позволит вести строительно-монтажные работы в рамках действующих контрактов на Красносельско-Калининской и Лахтинско-Правобережной линиях. Вероятнее всего, ранее бюджет составлялся с учетом перспективного проектирования и появления новых участков строительства, в частности, предполагалось спроектировать и получить положительное заключение Главгосэкспертизы на продолжение Невско-Василеостровской линии в сторону станции «Зоопарк», на строительство второй очереди Красносельско-Калининской линии от станции «Путиловская» до станции «Обводный канал-2», на сооружение наклонного хода и вестибюля станции «Театральная» и др. В условиях отсутствия готовых и утвержденных проектов корректировка бюджета выглядит целесообразным и правильным решением», — говорят в компании.
Нет проекта, нет объекта
Как ранее сообщал РБК Петербург, петербургский бюджет ежегодно тратит на строительство новых станций метро около 30 млрд руб. Причем ранее вице-губернатор Петербурга Игорь Албин говорил, что в ближайшие годы эта сумму будет серьезно увеличена. К 2025 году, по его словам, город будет ежегодно тратить по 50 млрд руб. на строительство метро. Более того, в связи с расширением программы развития метро, в городском правительстве не исключают, что для поддержания необходимых темпов работ городу придется привлекать подрядчиков из других регионов. Еще одно возможное решение — увеличить рабочий потенциал компании «Метрострой», которая в противном случае может не справиться с дополнительной нагрузкой.
Позже Албин признавал, что в нынешней ситуации освоить деньги, выделенные на метростроение, очень сложно. По его словам, пока нет проектов, по которым подрядчик мог бы начать строительство новых участков петербургского метро. «Чтобы строить метро в 2019 году, нужно в 2018-м иметь разработанные и утвержденные проекты. Нет проекта, нет объекта», — сказал он журналистам.
Что касается исполнения городского бюджета в целом, то его темпы замедляются с каждым годом. Недовольство работой чиновников уже высказал врио губернатора Петербурга Александр Беглов. «Горожане заработали эти деньги и их нужно своевременно и рачительно использовать. Каждый из вас должен отрабатывать вашу заработную плату», — сказал новый градоначальник своим подчиненным на первом же заседании в октябре.
Расстановка акцентов
Опрошенные РБК Петербург эксперты по-разному оценили целесообразность решения Смольного сократить расходы на метрополитен. Так, глава объединения «Дормост» Кирилл Иванов предполагает, что сокращение носит, скорее всего, технический характер. «Насколько я знаю, у администрации Петербурга есть проектная документация на объекты метрополитена, которую можно пустить на конкурс, только на 10 млрд рублей. То есть, скорее всего, даже 18 млрд не получится освоить в ближайшее время», — добавляет Иванов.
«Конечно, плохо, что расходы на метрополитен сокращаются, ведь наш город очень отстает по развитию транспортной инфраструктуры в целом. Я считаю, что акцент надо делать не на строительстве новых развязок, Восточного скоростного диаметра, а на развитии общественного транспорта. Скорее всего, сейчас сокращение произошло по техническим причинам: на следующий год деньги заложены только на завершение строительства Фрунзенского радиуса. А сроки по остальным объектам сдвигаются еще значительней», — предполагает заместитель генерального директора Санкт-Петербургского института транспортных систем Елена Ногова.
Однако, по мнению некоторых специалистов, излишний акцент на метростроении — не оптимальная транспортная стратегия для Петербурга. «Метро вообще не по карману Петербургу. Строительство 1 км метрополитена стоит не менее 8 млрд рублей. На эти же деньги можно привести в порядок весь трамвайный комплекс Петербрга, который состоит из 300 км путей. Транспортную систему города надо развивать в комплексе и не делать акцент только на строительстве метро, как это делалось при Георгии Полтавченко», — сказал РБК Петербург эксперт межрегионального общественного объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин.