Санкт-Петербург и область, 19 дек 2021, 11:57

Езда по «встречке»: что госкорпорации делают с частным бизнесом

Читать в полной версии

В рамках спецпроекта «Герои года. Капитаны свободного рынка» РБК Петербург провел обсуждение основных для бизнеса изменений, произошедших в 2021 году. В прошлых репликах эксперты сделали акцент на технологическом росте — ускоренной автоматизации и роботизации, которую подстегивает подорожание материалов, оборудования, труда.

В сегодняшней публикации собеседники говорят о новых угрозах, с которыми бизнес столкнулся в текущем году. Среди главных проблем — ставшая явной конкуренция частных компаний с госкорпорациями.

Эксперты проекта выдвинули свои гипотезы относительно того, какой будет реальность, формирующаяся под влиянием новых негативных факторов и какие из них сильнее всего скажутся на дальнейшей судьбе предпринимательства в Петербурге.

Рассказы о новых ярких предпринимательских и гражданских инициативах, реализованных в Петербурге, и экспертные мнения о главных трендах петербургского бизнеса см. на страницах медийного проекта «Герои года. Капитаны свободного рынка».

Ярослав Павлов, ректор бизнес-школы ИМИСП:

«Есть явная тенденция удорожания ресурсов — прежде всего, человеческих. Идет серьёзный рост зарплат уборщиц, строителей, разнорабочих, потому что из-за сокращения числа трудовых мигрантов эти позиции становятся дефицитными. Рост стоимости труда IT-специалистов подогревается не только пандемией, но и госкомпаниями, которые довольно агрессивно «скупают» айтишников. Поскольку для госкомпаний деньги обходятся дешевле, чем для частных игроков, то они могут брать людей на большие деньги, чем те реально стоят, и даже не загружать их в полном объеме. Кроме того, из-за возникших в результате пандемии логистических сложностей дороже стали и различные ресурсы, необходимые при строительстве и производстве товаров. В итоге, подорожание сказалось практически на всем российском бизнесе, затруднив его жизнь, так как зарплаты совокупно растут, а доходы предпринимателей и компаний, как правило, падают, то есть повышение расходов не из чего компенсировать. В2В сегмент также страдает от сокращения затрат корпораций по многим направлениям. Конкретные бизнесы могут выигрывать, отдельные отрасли переживают подъем, но в целом бизнес-обстановка в стране за год стала сложнее.

«Конкретные бизнесы могут выигрывать, отдельные отрасли переживают подъем, но в целом бизнес-обстановка в стране за год стала сложнее».

Мы уже увидели и еще увидим в следующем году разные типы реакций на этот негативный фактор. В классических бизнесах будет расслоение на тех, кто смог перестроиться и начал работать по-новому, и тех, кто продолжит идти по нисходящей. В конкурентных секторах бизнесы нового типа отнимут еще большие доли рынка и больше людей, чем отнимали в прошлые годы. Однако в ситуации с закрытием и открытием границ, нестабильностью рынка труда и жизни в целом приводят к смене моделей потребительского поведения, а под новые модели потребления и новые условия нужны новые бизнес-идеи — и они будут появляться, потому что творческая жилка у российских предпринимателей развита, при всех сложностях они находят нетривиальные решения. К сожалению, такие решения в нашей стране отмечают и чествуют реже, чем достижения ВПК, хотя их значимость для суверенитета России — не ниже.

Люди, оказавшиеся в бизнесе случайно и к новаторству не склонные, будут постепенно уходить с рынка. Этому способствует и борьба с коррупцией. Но и часть создателей настоящих бизнесов, при всей осознанности предпринимательского выбора, все равно будут уходить с рынка в госкомпании, потому что на некоторые сектора экономики давление со стороны госкорпораций становится очень сильным — «частникам» нужно либо искать для себя другой рынок, либо превращаться в высокооплачиваемых корпоративных специалистов. Активное вмешательство государства в рыночные процессы, ярко проявленное в этом году в самых разных отраслях, является долгосрочным стрессовым фактором для российской экономики.

«На некоторые сектора экономики давление со стороны госкорпораций становится очень сильным — «частникам» нужно либо искать для себя другой рынок, либо превращаться в высокооплачиваемых корпоративных специалистов».

В Петербурге влияние больших корпораций стало еще заметнее в уходящем году в связи с новой налоговой «пропиской» ПАО «Газпром», активизацией работы его дочерних структур в городе. С одной стороны, это позитивно повлияет на поставщиков B2B услуг в самых разных отраслях, а рост корпоративного сегмента потянет за собой и B2С. Но, с другой стороны, для многих талантливых людей становится выгоднее устроиться в госкорпорацию, чем открывать бизнес. Хотя все госкомпании имеют большой пакет социальных обязательств, и это нужная работа, предприниматели делают для общества больше, чем госкорпорации. Успех проектов — в том числе, в социальной сфере — зависит не от денег, а от вложенных усилий; это важно понять.

Предпринимательство тем не менее сохранится, но число частных компаний не растет сейчас и не будет, я думаю, расти в текущих условиях. Число фрилансеров зато активно растет, что стимулируется новым законодательством о самозанятых и поколенческими сдвигами — «зеты» склонны к независимости от постоянного работодателя. При улучшении рыночных условий, часть фрилансеров будет становиться полноценными предпринимателями, создающими новые виды товаров и услуг, нанимающими «подмастерьев», а затем и полноценных сотрудников. Независимо от государственной политики и внешних условий я верю в российских предпринимателей».


Александр Бобков, исполнительный директор АО «Газпромнефть Восточно-Европейские проекты»:

«Активная деятельность госкорпораций на общих с частным бизнесом рынках — серьезная опасность для предпринимательства, особенно, на фоне пандемии, когда негативных для частного бизнеса обстоятельств и так, мягко говоря, немало.

«Активная деятельность госкорпораций на общих с частным бизнесом рынках — серьезная опасность для предпринимательства, особенно, на фоне пандемии, когда негативных для частного бизнеса обстоятельств и так, мягко говоря, немало».

Это можно сравнить с ездой части участников дорожного движения по встречной полосе. Те участники рынка, у которых по-другому устроен баланс ресурсов и деятельность в целом, в принципе не должны ходить по одним и тем же улицам. Они должны жить отдельной жизнью и отдельно регулироваться. Но особо устроенные компании живут полноценно, «конкурируют». Когда с такими встречаешься «на дороге», то зачастую непонятно, куда бежать».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

Повтор публикации от 17.12.2021

Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
В мире миграционный бум. Экономики каких стран могут пострадать
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
От стажера до руководителя: что нужно понимать на старте карьеры в IT