Санкт-Петербург и область, 20 фев 2015, 12:01

Торговля справляется с дефицитом банковского финансирования

Компании, занимающиеся торговлей продовольственными и непродовольственными товарами, пока не почувствовали на себе ограничений, связанных с удорожанием стоимости финансовых ресурсов и ужесточением кредитной политики банков.
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Во-первых, определенный запас прочности обеспечили рекордные продажи конца 2014 года. Во-вторых, недоступность недорогого банковского финансирования частично компенсируется поставщиками.

По словам ретейлеров, сейчас они могут добиться максимально лояльных условий торгового кредита, несмотря на то, что в момент максимальной турбулентности на валютном рынке в декабре прошлого года многие контрагенты (как зарубежные, так и российские) делали попытки перейти на предоплату поставляемого товара.

Торговля торговле рознь

Ситуация сильно различается в зависимости от профиля деятельности торговой компании. «Очень неплохо себя чувствует продовольственная розница. Это одна из немногих отраслей, которая может «переварить» существующие высокие ставки банковского кредитования. Причина – в коротком операционном цикле и высокой оборачиваемости товаров», - говорит заместитель директора Северо-Западного регионального центра по корпоративному бизнесу Райффайзенбанка Лилия Радюшкина. По ее словам, не вызывают серьезных опасений еще несколько сегментов рынка, в частности, торговля детскими товарами массового спроса.

В свою очередь, заместитель руководителя СЗРЦ ВТБ – вице-президент Руслан Еременко напоминает, что еще в прошлом году в зоне риска оказались оптовые торговые компании, импортировавшие продукты питания из стран, попавших под российские контрсанкции, и использовавшие значительный объем заемных средств. «С учетом колебаний курса валют продавцы и импортеры дорогостоящих потребительских товаров также видятся среди наиболее уязвимых отраслей», - полагает Руслан Еременко.

«На фоне снижения покупательской активности ключевым вопросом становится умение прогнозировать сбыт того или иного товара в приемлемых объемах и по достаточной цене. Поэтому наименее рискованной политикой для банка в данной ситуации является не просто кредитование закупочной деятельности дистрибутора, даже если он является "якорным" клиентом, а фокус на финансировании конкретных контрактов с сетями, обладающих подтвержденными объемами сбыта», - рассуждает директор департамента развития бизнеса с корпоративными клиентами Балтинвестбанка Дмитрий Прохоревич.

Дело в цене и не только

«С учетом всех актуальных факторов, начиная с ключевой ставки ЦБ РФ, торговым компаниям сейчас вряд ли стоит рассчитывать на стоимость банковских ресурсов меньше чем 22-27% годовых в зависимости от формы финансирования», - говорит Дмитрий Прохоревич.  «Стоимость кредитования в настоящий момент составляет 20-30% годовых», - обозначает диапазон финансовый директор компании «Юлмарт» Константин Лавров. Однако, по его словам, получение новых кредитов даже по такой цене стало проблематичным: «Подход к оценке потенциальных заемщиков стал крайне консервативным. Большинство банков занимает выжидательную позицию, временно перестав выдавать бизнесу кредиты на крупные суммы».

«В условиях развивающегося экономического кризиса, существенного роста процентных ставок, роста инфляции, а также заметно возросшего уровня рисков, банки вынуждены придерживаться более консервативных подходов в работе с торговыми компаниями», - подтверждает Руслан Еременко.

С другой стороны, банкиры подчеркивают, что особого спроса на кредиты они и не чувствуют. «Сегодня мы не отмечаем всплеска спроса на кредитование со стороны предприятий отрасли торговли. Выдачи заемных средств осуществляются в основном по установленным ранее кредитным лимитам и в рамках действующих кредитных соглашений. Кроме того, активные продажи в конце прошлого года обеспечили торговым сетям возможность какое-то время в начале 2015 года не привлекать заемные средства», - рассказывает Руслан Еременко.

«Сдерживающим фактором роста спроса на кредитные ресурсы является возросшая стоимость финансирования. Компании предпочитают более грамотно перераспределить свой денежный поток, чтобы в меньшей степени зависеть от привлеченных кредитов», - делится наблюдениями заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Мельников. «У многих ретейловых компаний большие планы по сокращению кредитного плеча», - замечает Лилия Радюшкина.

В свою очередь, первый вице-президент «Опоры Росиии» Павел Сигал полагает, что потребность в кредитовании со стороны торговых предприятий пока остается на прежнем уровне. «Другое дело, что у банков сегодня меньше возможностей подобные потребности удовлетворять», - подчеркивает эксперт.

Дефицит банковского финансирования торговля частично компенсирует за счет перенастройки отношений с поставщиками. По словам коммерческого директора «Юлмарта» Олега Пчельникова, некоторые банки приостановили факторинговое обслуживание торговых сделок, и на переходный период обязательства по финансированию взяли на себя именно поставщики.

«В сегменте электроники и прочих непродовольственных товаров наблюдается тенденция, когда поставщики дают даже большие отсрочки, чем раньше, предоставляя тем самым возможность компаниям нивелировать кассовые разрывы», - рассказывает Алексей Мельников.

«То, что сейчас происходит, можно назвать постепенным переформатированием торгового рынка в целом, - уверен Дмитрий Прохоревич. – В ближайшие месяцы будет происходить перенастройка производственно-торговых цепочек вплоть до отказа от систем дистрибуции в некоторых случаях».

Борис Федоров, журнал "Наши деньги"

Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России