Санкт-Петербург и область, 20 мар 2021, 13:32

По германскому пути: в России начинается новая реформа образования

Читать в полной версии
Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Руководитель петербургского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Марина Шишкина направила обращение председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с призывом отказаться от реформы среднего профессионального образования. Речь идет о планах Министерства просвещения РФ вдвое сократить число специальностей в колледжах и сроки обучения за счет объединения и укрупнения учебных программ. По оценкам главы ведомства Дмитрия Глушко, это поможет повысить интенсивность практического обучения в колледжах, популярность которых растет с каждым годом — в прошлом году, по его словам, в российские колледжи поступило 1,2 млн первокурсников, в этом году это число вырастет еще на 50 тыс. человек.

Шишкина назвала решение властей «непродуманным» — по ее мнению, реформа может привести «к самым непредсказуемым последствиям». «Ускоренные курсы актуальны в кризис, например, в военное время — тогда по понятным причинам трактористы срочно переучиваются на танкистов, старшеклассники осваивают штыковой бой, а воспитанницы балетных училищ — навыки оказания скорой медицинской помощи. Но в чем необходимость одномоментного перевода колледжей на ускоренную систему обучения сейчас?», — отметила Шишкина.

Иного мнения придерживается социолог, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Даниил Александров. По его словам, реформа может положительно отразиться на системе среднего образования в России, но некоторые идеи чиновников вызывают беспокойство у собеседника РБК Петербург.


Даниил Александров, социолог, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:

«В адрес реформы среднеспециального образования звучит много критики, но она, на мой взгляд, неоправдана. В частности, говорят о сокращении числа специальностей. Мне кажется, суть реформы не в сокращении, а в объединении специальностей. Ничего плохого в этом я не вижу. Номенклатура образовательных программ, которая сейчас есть в среднеспециальном образовании, очень громоздкая. Если мы откроем этот список, то там, например, по направлению «Информационная безопасность» будет пять номеров специальностей. Базовые знания у всех одинаковые; учитывая, что технологии меняются каждые пять лет, студентам лучше обучаться по одному общему профилю, а реальные навыки получить на рабочем месте. И, может, надо учиться в колледже меньше, а потом проходить еще обучение на работе. Идея коротких курсов в целом хороша: в сегодняшнем быстроменяющемся мире человек в 20 лет получает диплом; и вполне вероятно, через 5-10 лет ему уже понадобятся другие навыки.

Многих беспокоит идея Министерства просвещения сократить сроки обучения в колледжах. Не думаю, что сокращение сроков повлияет на качество образования. Во всём мире понимают, что реальная рабочая специальность обретается на работе, а не в стенах училища. Самые сильные специальности в Европе — это специальности, полученные по двойной системе, когда часть недели человек работает в реальной компании, а часть — учится в школе, аналогичной нашим техникумам. Такой подход используется, например, в немецко-швейцарской системе образования, и, как мы видим, Германия — лидер по современной промышленности и подготовке квалифицированных рабочих.

Однако некоторые идеи чиновников вызывают беспокойство. Мне, например, показалось, что они хотят усилить федеральный контроль за средним образованием через федеральный образовательный стандарт и проверки. Не думаю, что это правильно. Наша нынешняя система профессиональной подготовки пришла из Советского союза, где была плановая экономика и плановая подготовка кадров. У людей в Госплане было четкое представление, сколько выпускников и каких техучилищ будет нужно. Плановая система показала свою неспособность работать в развивающейся экономике. Сейчас мы пришли к иным способам управления экономикой, однако продолжаем планировать выпуск людей из государственной системы образования. Это глубоко порочный принцип. Нужно, наоборот, больше полномочий отдавать в регионы, чтобы они реорганизовывали систему среднего профессионального образования и готовили специалистов с учётом специфики регионального рынка труда».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

Повтор публикации от 15.03.2021

Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис