Санкт-Петербург и область, 20 апр 2017, 09:48

Цена смерти: почему России нет на мировой карте моды

Читать в полной версии

Никита Кондрушенко, председатель наблюдательного совета петербургского Синдиката моды и художественный руководитель St. Petersburg Fashion Week


Санкт- Петербург — единственный город в стране, который мог бы стать интеллектуальной столицей российской моды. Больше нигде нет такой концентрации вузов и дизайнеров, нет столь четко прочитываемого генерального стиля. Проблема лишь в том, что ни в Петербурге, ни в России не существует индустрии моды. Дизайн есть, местная локальная мода есть, но на мировой карте глобальной моды России практически не существует. Потому что там индустрия, а у нас — формат ателье. Для такого формата цена, по которой готовы закупать изделия для международного рынка, — это цена смерти.

Никто тебя не купит

Отсутствие индустрии приводит к тому, что поездки наших дизайнеров в парижские шоурумы, как правило, проходят безрезультатно.

Когда байер начинает общаться с дизайнером, он говорит, что вещь должна стоить столько-то, изделий в размерной сетке должно быть столько-то, и поставлены они должны быть в такой-то срок... На этом все и заканчивается.

Для нас эти условия невыполнимы. Существует себестоимость, которая в России не зависит от конкретной коллекции. А цена 100 евро за изделие, которую все чаще сегодня называют, для наших дизайнеров неподъемна. Ткани в Европе мы закупаем существенно дороже, к тому же есть проблемы с таможней — вывезти из России готовые изделия сложнее, чем ввезти.

Поэтому одно дело, когда вас закупают в Питере и для Питера, где вас знают, и совсем другое дело — в Париже, Лондоне или Милане. Никто русского никому неизвестного дизайнера со всем его качеством и дизайном за большие деньги закупать не будет.

Миссия невыполнима

Индустриально мы никому никакой конкуренции на сегодняшний день составить не можем. Мы — это локальный сегмент неразвитого рынка.

Одна из главных проблем — менеджмент. В России все более-менее в порядке с дизайном и креативом, но в жизни российской моды отсутствует профессиональный менеджмент.

Дизайнер, который вынужден сам себя продавать — это нонсенс для бизнеса. Мы живем в 21 веке, и то, что было при Шанель, Диоре и даже Ив Сен Лоране, уже невозможно в принципе.

Можно ли изменить эту ситуацию? Если отвечать коротко, то нет. Потому что для этого должны произойти три невозможные вещи.

Во-первых, государству нужно глобально заняться переориентацией интереса нашего потребителя в сторону отечественного продукта и заставить его отказаться от стереотипа, что все иностранное по определению лучше отечественного. Любовь ко всему западному насадил еще Петр Первый.

Во-вторых, должен закрыться азиатский рынок, что сегодня в принципе невозможно.

Наконец, в-третьих, должен найтись сумасшедший энтузиаст, который займется производством тканей в нашей стране. Без них никакого отечественного продукта не будет.

Да и вообще должен появиться серьезный инвестор, рассматривающий фэшн-бизнес, как серьезную сферу вложений, а не как развлечение для родных и близких. А для этого должны быть очевидны доходность и возможность вернуть инвестиции — вещи, сегодня совсем не гарантированные...

Можно забыть

Исторически так сложилось, что главными в моде являются производители ткани, которые, собственно, когда-то сезонную моду и придумали. Никому кроме производителей тканей изначально мода была не нужна и неинтересна. Сезонность моды — это в первую очередь маркетинговый инструмент, повышающий сбыт тканей.

Пока мы не будем производить собственные ткани, изменить ситуацию будет нельзя. А какие ткани мы можем производить? Хлопок у нас не растет, можем производить лен. Поля, засаженные в свое время тысячами гектаров льна, на сегодняшний день заросли. Людям, которые знают, как это делать, сейчас 65-70 лет. Еще пять лет — и их не останется.

У нас были фабрики, производящие шерсть и шелк. Они уничтожены. Шерсть — это сельское хозяйство, шелк — это сельское хозяйство, так что об этих тканях можно забыть. Количество денег, которое нужно в это вложить — нереальное.

Территория дизайна

На сегодняшний день мода находится в некотором идейно-креативном кризисе — потому что сколько ты рукавов к рубашке не пришивай, рубашкой она от этого быть не перестанет. На этом поприще конкурентное преимущество получить очень сложно.

Поэтому истоки развития моды в дальнейшем лежат в технологиях производства ткани и материалов. На сегодняшний день все специалисты говорят, что это будет главным двигателем развития моды в ближайшие годы.

Если мы не используем новейшие, в том числе космические, технологии, у России и здесь не будет никаких шансов. Будут ткани и материалы принципиально новых составов. Это новые технологии изготовления, новые способы обработки. Это ткани с изменяющейся температурой, цветом. Это ткани с капсулами духов, медицинских препаратов, чего угодно. Такие ткани уже существуют, но пока они стоят огромных денег.

Вслед за тканями кардинально изменятся швейные технологии. Вероятнее всего, одежда и обувь будут не шиться, а печататься на принтере. Более того, футурологи говорят о вероятном униформировании одежды по социальным группам.

Если это произойдет, территория для дизайна станет крайне ограниченна. Она останется, скорее, как стиль жизни элиты.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.  

Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски