В правительстве Дрозденко разразился скандал с дорожными миллиардами
Комиссия Ленинградского УФАС отменила 14 электронных аукциона на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в 14 районах Ленобласти на общую сумму свыше 2 млрд рублей. Как признают чиновники, такого грандиозного афронта до сих пор не случалось.
Упрямый нарушитель
По сообщению УФАС, жалобы на действия заказчика, Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти (Комитет), поступили от ЗАО «Главэнерго». Заявитель указал на то, что в нарушение закона о контрактной системе при составлении аукционной документации заказчик необъективно описал объект закупки: установил требования к отдельным элементам товара, а не к товару в целом, а также описал значения показателей, не соответствующие закупаемым товарам, что может привести в дальнейшем к отклонению участника закупки в связи с введением последнего в заблуждение. По мнению заявителя, такие требования ограничивают количество возможных участников закупки. УФАС признало жалобу ЗАО «Главэнерго» обоснованной и вынесла соответствующее предписание.
Как утверждают в УФАС, такие нарушения Комитет допускает регулярно, несмотря на замечания антимонопольщиков. Так, совсем недавно комиссия УФАС рассматривала жалобы ООО «Империал» на действия Комитета при проведении этих же аукционов, в которых указывались идентичные нарушения в документации. УФАС выдало соответствующее предписание, заказчик поначалу внес необходимые изменения и убрал незаконно установленные требования. Однако по какой-то причине 30 апреля 2015 года все незаконные требования опять были возвращены в аукционную документацию.
Не корысти ради
Суть нарушений в том, что заказчик устанавливает требования не только ко всей асфальто-бетонной смеси, используемой для покрытия дорог, но и к отдельным ее компонентам – к щебню, песку, к характеристикам битума и т.п. В УФАС утверждают, что это незаконно и, главное, излишне. Предметом закупки являются не компоненты смеси, а она сама. Смеси бывают разных марок (в зависимости от применяемых компонентов), их особенности регламентированы ГОСТом. Для получения дорожного полотна нужного качества достаточно потребовать применения смеси желаемой марки и соблюдения ГОСТа, уверены специалисты УФАС. «Если строго соблюдать ГОСТ, то смесь будет качественной», - утверждает руководитель УФАС по Ленобласти Александр Плетешков.
Иногда звучащие заявления чиновников, что ГОСТ устарел и потому не обеспечивает нужно качества исполнения госзаказов, А.Плетешков называет несостоятельными, поскольку «асфальто-бетонный» ГОСТ, по его словам, принят относительно недавно, а технологии развиваются гораздо медленнее. Отвергает он и апелляции к несовершенству законов. «У властей Ленобласти есть право законодательной инициативы. Но я что-то не припомню, чтобы они предлагали правительству России и Госдуме поправки в 44-й закон или в соответствующие подзаконные акты», - говорит А.Плетешков.
Игра «в одни ворота»
Кроме того, в УФАС недовольны применением еще одного испытанного приема «игры в одни ворота» - неоправданным увеличением объема конкурсной документации, правильно заполнять которую чиновники обычно помогают только «своим» фирмам. Как утверждает А.Плетешков, в данных аукционах примерно половина объема раздела, посвященного требованиям к материалам, совершенно излишня. Она только загромождает процедуру и по мнению главы УФАС создает необоснованный административный барьер. Снижением барьеров сильно озабочены областные власти, по их словам. Однако получается неважно – в только что опубликованном ФАС РФ рейтинге конкурентной среды Ленобласть занимает лишь 70-е место (из 82).
Руководство УФАС не склонно обвинять специалистов Комитета в некомпетентности, скорее, имеет место желание отдать подряд надежной компании, полагают антимонопольщики. Они разделяют конечную цель комитета, но считают, что ее можно достичь законными методами, избегая установления административных барьеров и нарушений законодательства. Более того, А.Плетешков уверен, что законные методы, обеспечивающие честную конкуренцию между подрядчиками, могут дать даже лучший результат и способствовать снижению цен, а значит, экономии бюджета, что особенно важно в условиях нынешнего кризиса.
Получить разъяснения в комитете РБК Петербург не удалось, несмотря на многочисленные просьбы.
У коллег нет проблем с ФАС
В ФКУ «Севзапуправтодор», которое занимается федеральными дорогами, РБК-Петербург сообщили, что подобных проблем у них нет, ФАС их аукционы не оспаривает. Хотя проблемы и с качеством дорог, и с подрядчиками у них, конечно, те же, что и у властей Ленобласти.
В то же время глава ФКУ «Севзапуправтодор» Валентин Иванов подтверждает правоту комитета: «Мы тоже выставляем более жесткие требования, по сравнению с ГОСТом. Он действительно неадекватен. Нынешний ГОСТ, хоть и принят недавно, но по-сути, принципиально не отличается от ГОСТа, принятого в 60-е годы прошлого века. Прописанных в нем требований недостаточно. Наш опыт показывает, что необходимо устанавливать требования к компонентам асфальто-бетонной смеси более жесткие, чем это прописано в ГОСТе. В том числе потому, что это влияет на срок службы покрытия. При том же ГОСТе одно покрытие будет служить лет десять, а другое развалится через два года. ФЗ-44 отнюдь не запрещает устанавливать более жесткие, по сравнению с ГОСТом, требования к асфальто-бетонной смеси».
В.Иванов утверждает, что дополнительные требования вовсе не ограничивают конкуренцию, о чем заботиться ФАС: «Более жесткие требования влияют на затраты подрядчика, на цену работ, но никак не на конкуренцию. Любая компания в принципе может выполнить наши требования. Если кому-то это невыгодно или не по силам – не надо участвовать в конкурсе».
По его словам, ФАС пыталась предъявить претензии и к его конкурсам и аукционам. Но все претензии были сняты, когда «Севзапуправтодор» представил подробное обоснование необходимости установления более жестких требований.
Если В.Иванов прав, то конфликт Комитета с УФАС возник по недоразумению. Вероятно, Комитет не смог представить в УФАС убедительное обоснование своих действий.
По информации источника в правительстве Ленобласти, в среду прошло совещание у вице-губернатора Михаила Москвина. Комитету придется либо представить убедительное обоснование своих требований, либо убрать из конкурсной документации требования на компоненты смеси.
В условия аукционов будет внесено еще одно изменение. В соответствии с недавно принятым постановлением правительства РФ, госзаказчики теперь обязаны устанавливать требования к профильному опыту участников закупок – не менее трех лет. Это новшество (давно применяемое на конкурсах, условия которых сильно отличаются от условий аукционов) должно снизить риски заказчика при исполнении контрактов.
Владимир Грязневич