Санкт-Петербург и область, 20 июн 2017, 12:07

Громко по-семейному: как не дать родственникам разрушить бизнес

Читать в полной версии

Одна из насущных проблем, стоящих перед нынешними основателями и собственниками российских компаний, — необходимость рано или поздно кому-то передать дело. Казалось бы, распространенный у нас семейный подход к организации бизнеса (когда дети и родственники вовлечены в работу компании) должен облегчать процесс поиска достойного преемника. Однако дело осложняется укорененным в нашей культуре легкомысленным отношением к юридическим вопросам. Зачастую все это приводит к тому, что бизнес уничтожают именно те люди, которые больше всего заинтересованы в его процветании.

Распил со страстью

С одной стороны, семейная компания — это действительно более надежная бизнес-модель, чем другие. С другой стороны, это не означает, что члены одной семьи должны работать, не заключая договоров между собой. А в России, к сожалению, нередко именно так и происходит.

Надо понимать, что семейственность влияет на бизнес и положительно, и отрицательно — все риски отношений между родственниками (причем в нескольких поколениях) становятся рисками бизнеса в целом.

Приведу пример из жизни. Я года три представлял интересы одной из сторон при разводе состоятельной супружеской пары. То, что они спорили о таком имуществе, как дома и квартиры, — это полбеды, но у них еще был серьезный бизнес, распределенный по разным странам.

Война между бывшими супругами шла не на шутку. Страсти регулярно накалялись. Я их спрашивал: «Как вы можете так разговаривать друг с другом, у вас же когда-то была любовь, семья и нормальные отношения?». В итоге мы нашли способ их успокоить, страсти улеглись и стороны пришли к мировому соглашению, но при этом они безжалостно «распилили» бизнес, что, естественно, не пошло ему на пользу. Замечу, что у них не было никаких договоров; они просто были женаты.

После падения с дельтаплана

Предусмотрительность, подкрепленная документами, нужна не только в отношении спутников жизни. Наследники тоже могут представлять опасность для бизнеса. Например, если один из основателей бизнеса в сорок с небольшим лет срывается со скалы или падает с дельтаплана. А такие случаи бывают, потому что успешных мужчин после сорока постоянно посещают разные нестандартные идеи.

Бывает так, что партнерам погибшего, вместо того, чтобы развивать бизнес, приходится улаживать конфликты с наследниками ушедшего основателя, который не оставил ни завещания, ни каких-либо других распоряжений относительно будущего своих активов.

Важно отметить, что большинство семейных бизнесов проходят через несколько кризисов, и самыми разрушительными, по статистике, бывают кризисы третьего поколения. Речь идет о том, что внуки основателей компании, не разделяя ценностей старшего поколения и, не желая заниматься развитием семейного дела, просто продают его, причем, часто довольно дешево.

Эффективное — просто

Наконец, существует еще одно обстоятельство, которое вводит собственников в сомнения относительно того, передать ли детям и внукам компанию или лучше продать ее и оставить наследникам деньги. Российская жизнь отличается нестабильностью: бизнес у наследников могут отобрать рейдеры, его могут закошмарить всевозможные контрольные органы и структуры.

Как доверенное лицо нескольких владельцев бизнеса, я бы описал ситуацию одним словом: неспокойно. Многие боятся развивать бизнес в России, но также предпочитают и не уходить полностью в кэш из-за страха перед крахом финансового рынка в целом.

Как разрешить эти сомнения? Из своего опыта я знаю, что умные люди, которые построили сложный диверсифицированный бизнес, часто возвращаются к базе — к строительству, к сельскому хозяйству. Создавать и передавать детям простые бизнесы — это, возможно, грамотная рекомендация. Если при этом у вас крепкие семейные традиции, вы уверены в своих родственниках, а ваши с ними деловые отношения правильно юридически оформлены, то лучше и быть не может.

Подробнее о проблеме поиска преемников в семейном бизнесе читайте здесь.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Pro
DDoS-атаки в разгар распродаж: как бизнесу противостоять киберугрозам
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«Худшая система мотивации, что я видел»: как платить бонусы управленцам
Pro
Высокий фикс и падающий процент. Почему отделы продаж не зарабатывают
Pro
Новые торговые войны Трампа: что ждет Канаду и Мексику — The Economist
Pro
Как западные бренды симулируют уход из России
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников