Эксперты: «МегаФон» теряет абонентов из-за конфликта с салонами связи
Несмотря на то, что Санкт-Петербург традиционно считается вотчиной "МегаФона", число абонентов оператора в этом городе сокращается, отмечает Cnews. Аналитики предполагают, что проблемы компании отчасти связаны с затянувшимся конфликтом между ней и питерскими сотовыми ритейлерами. Согласно данным исследовательской компании AC&M Consulting, в июне в Петербурге число абонентов "МегаФона" снизилось на 37 тыс. Эксперты называют несколько возможных причин такого "проседания": внедрение новой системы подсчета абонентской базы, чистка "молчащих" абонентов и сложные взаимоотношения с дилерами. По информации источников CNews в Северо-Западном филиале "МегаФона", "в последнее время чистка абонентов не проводилась". Официальных комментариев компания предоставить не смогла.
По мнению других источников, основные потери "МегаФона" связаны именно с затянувшимся конфликтом оператора и питерских сотовых ритейлеров. Аналитик Денис Кусков отмечает, что "МегаФон" работает с дилерами без дополнительных вливаний. "Это вызывает у ряда дилеров определенную неудовлетворенность. — считает Д.Кусков. - Они определенными мерами пытаются донести до оператора, что его неплохо было бы простимулировать, обращая внимание покупателя прежде всего на предложения других операторов".
Как отметила пиар-директор "Цифрограда" Татьяна Москалева, с декабря 2006г. в салонах количество подключений "МегаФона" в Санкт-Петербурге уменьшилось в два раза. "Дело в том, что система бонусов, предлагаемая оператором дилерам, мягко говоря, неинтересна. Согласно ей, если абонент не выговаривает определенный объем, он считается "некачественным", и вознаграждение за продажу ему SIM-карты не выплачивается", - уточнила она. По словам Т.Москалевой, не совсем ясны критерии "некачественности". "Мы много раз пытались вести переговоры на эту тему с петербургским филиалом компании, но до сих пор нашим аргументам не вняли, - уточнила пиар-директор "Цифрограда". - Продажи контрактов "МегаФона" остаются, но продаются по спросу".
Похожую информацию на условиях анонимности сообщили и некоторые другие крупные дилеры. Они рассказали, что в отношениях с операторами существуют две схемы вознаграждения: авансовая (сначала платят фиксированную сумму за абонента, а потом вычитают лишнее, в зависимости от его "качественности") и фактическая (когда за подключенных абонентов платится в конце отчетного периода). По словам собеседников, так как "МегаФон" придерживается первой схемы, то некоторые ритейлеры получили в результате серьезные дебиторские задолженности.
Кроме того, как заявили источники, "МегаФон" не проводил никаких маркетинговых акций с ритейлерами и не предлагал никаких специальных условий. В итоге некоторые салоны связи перестали платить продавцам процент за подключение к "МегаФону" или снизили его до минимума. Это вылилось в то, что "МегаФон" у ритейлеров стал занимать третье-четвертое места по объемам подключений. Стоит отметить, что в этом конфликте особняком стоит только сеть "Диксис", где подтвердили, что "с начала года количество проданных контрактов этого оператора показывает стабильную динамику, а в июне в нашей сети "Мегафон" стал лидером продаж".
В Северо-Западном филиале "МегаФона" заверили, что информация о конфликте с сотовыми ритейлерами не соответствует действительности. Аналитики же полагают, что ситуация обусловлена рыночной конъюнктурой и вскоре стороны придут к компромиссу.
Генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин отмечает общий тренд - операторы склоняются к сокращению выплаты вознаграждений и требуют "качественных" абонентов, а насыщенный рынок тянет уровень продаж вниз. "У "МегаФона" рычагов для демонстрации чистого прироста на Северо-Западе достаточно, - считает Ю.Брюквин. - Я имею в виду эксклюзивных дилеров, собственную сеть салонов, узнаваемый бренд, традиционный для региона. Именно поэтому дилерам сложнее с ним договориться, что не означает, что это невозможно сделать в принципе".
В ИК "Финам" также отмечают временный характер кризиса. По словам нашего собеседника, взаимодействие с дилерами является ключевой составляющей успешной продажи подключений оператора. "Я думаю, это временное явление, - полагает эксперт "Финама". - Питерский "МегаФон" в течение года пересмотрит свою политику взаимодействия с сетями сотового ритейла и сумеет отыграть ситуацию назад".
Того же мнения придерживается и аналитик Д.Кусков. "Конфликт не выгоден ни одной из сторон, думаю, что через некоторое время проблема обретет некое серединное, всех устраивающее решение", - уверен он.