Санкт-Петербург и область, 20 июл 2018, 20:30

Петербургский производитель электроники готовит «радикальный» проект

Читать в полной версии
Фото: Пресс-служба компании

Петербургская высокотехнологичная компания ООО «НПО «СтарЛайн» запустила проект, призванный сделать компанию крупнейшим в России контрактным производителем электроники. «Радикально расширить» производство «СтарЛайну» помогла ставка на самое современное роботизированное оборудование, которое почти не используют отечественные электронные заводы. Правда, для полной раскрутки производства, а главное, для перехвата заказов у китайцев, на что очевидно рассчитывает «СтарЛайн», нужны правильная стратегия и значительное время, считают эксперты.

Новый завод

Как сообщил РБК Петербург совладелец и президент компании Темур Аминджанов, для реализации проекта на площадке в Янино в новом здании площадью 10 тыс. кв. м. запускаются цеха по производству электронных плат, кабелей и финальной сборки изделий (с тестированием). Также построен 12-метровой высоты роботизированный склад. В ближайшее время откроются еще два цеха, инвестиции в которые составят 10-15 млн евро каждый, по изготовлению пластиковых корпусов для производимых компанией изделий и металлических форм для этих корпусов. Все цеха оснащены роботизированными линиями лучших, как утверждает Темур Аминджанов, мировых производителей — японских, швейцарских, австрийских компаний, таких, как: NMIll, Venzel, Erowa, Mitsubishi, Ziersch, ORLaser, Fleischer и др.

Фото: Пресс-служба компании

«Осталось построить конференц-зал и театр для сотрудников, — сообщил президент НПО «СтарЛайн». — Это важная составляющая корпоративной культуры».

Оседлать конъюнктуру

Этот проект расширяет существующее производство электроники, причем, не только автомобильных систем безопасности, которое уже обеспечивает компании более 48% российского рынка (его общий годовой объем — примерно 30 млрд руб.), но и других транспортных систем, например, для беспилотников компании «Геоскан». По информации Темура Аминджанова, компания производит электронные изделия по контрактам с около сотней российских и иностранных компаний-разработчиков. Среди них такие известные компании, как Optosense, «Термотроник», СКБ «КВАНТ», «Кибернетические технологии», «Центр речевых технологий», «Инис» и др.

Главной причиной своего успеха в контрактном бизнесе президент НПО «СтарЛайна» называет использование предприятием современного роботизированного автоматизированного оборудования ведущих мировых производителей и высокий контроль качества на каждом производственном этапе. «Несколько сотен российских разработчиков современных электронных систем сейчас вынуждены собирать свои изделия в Китае, так как в России очень мало электронных заводов с современным оборудованием. Мы работаем как раз на таком оборудовании. Спрос на наши услуги огромный — рост производства у нас 300% в год», — поясняет Темур Аминджанов. Именно это обстоятельство, по его словам, позволило компании без особого риска вложиться в радикальное расширение производства. К примеру, производство кабелей для микроэлектроники, которое обеспечивают три роботизированные линии Komax (Швейцария) по 1 млн евро каждая, увеличится в пять раз.

Электричество дали

Объем инвестиций в проект — около 100 млн евро. По информации Темура Аминджанова, заемных средств немного, в основном компания инвестирует накопленные за много лет собственные средства, в том числе, от выгодной продажи в 2006 году примерно за 40 млн долл. сети салонов сотовой связи «Ультра» владельцу «Евросети» Евгению Чичваркину, также от продажи компании «МТ-Сервис» (лидера рынка по сервисному обслуживанию и ремонту сотовых телефонов), которая принадлежала акционерам «СтарЛайна», владельцам сети «Связной» и др.

Фото: Пресс-служба компании

Еще одной удачей президент «СтарЛайна» считает решение многолетних проблем с электроэнергией. «Мы три года бились с поставщиками электроэнергии, все это время приходилось работать на дизельных генераторах, что не позволяло нам расширять производство, и вот наконец случилось чудо — нам дали электричество, — радуется Темур Аминджанов. — Это к вопросу о проблемах развития высоких технологий в России».

Крутизну подтверждают

Известный эксперт по рынку электроники, председатель экспертного совета Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Калью Кукк подтверждает серьезный дефицит современных электронных производств в России. «В Дубне пару лет назад запустили завод ООО «Связь инжиниринг КБ» и он сразу полностью загрузился заказами. Но он делает только печатные платы. Под Москвой есть завод «Микропровод», но он производит только кабели. А у «СтарЛайна» разворачивается крупномасштабное производство полного цикла — и кабели, и корпусы, и полная сборка. Такие заводы нам очень нужны. Спрос на них действительно большой», — утверждает эксперт.

Глава Комитета по кооперации АРПЭ Сергей Зорин подтверждает, что по параметру «масштаб, умноженный на качество» новый завод «СтарЛайна» — несомненно крупнейший в России. Да и просто по номинальной мощности оборудования равного ему в России действительно, похоже, нет, полагает эксперт. «Я был на этом заводе — это действительно очень круто», — свидетельствует Сергей Зорин.

Потеснить китайцев

Правда, для полной его раскрутки, а главное, для перехвата заказов у китайцев, на что очевидно рассчитывает Темур Аминджанов, нужны правильная стратегия, определенные усилия и значительное время, считают эксперты.

«Прежде всего, надо преодолеть традиционное недоверие разработчиков к российским промышленникам, даже таким передовым, как «СтарЛайн», — считает Калью Кукк. — А чтобы переманить заказы у китайцев, надо обеспечить еще и адекватные цены, которые у китайцев очень низкие. Так что это будет трудно». Сейчас такие примеры есть, но крайне редкие, утверждает Сергей Зорин. Впрочем, замечает Калью Кукк, у «СтарЛайна» есть одно преимущество перед китайцами — его продукция будет иметь статус «продукта российского происхождения», что дает 15-процентное преимущество (по цене) на российских тендерах.

Сергей Зорин настроен более скептично. Во-первых, говорит он, такой статус работает только при госзакупках по 44-ФЗ, но даже компании с госучастием, например, «Ростелеком», не говоря уже о частном бизнесе, этот статус не учитывают. Во-вторых, чтобы перехватить заказы у китайцев нужно еще и значительное время. «У любого заказчика электроники выстроены сложные цепочки поставок, — поясняет Сергей Зорин. — Изменить их логистику непросто, обычно от принятия решения до реализации уходит от года до двух с половиной лет. Инерция здесь очень большая».

Бег с препятствиями

Помимо всего прочего, у «СтарЛайна» есть сильные конкуренты на рынке контрактного производства электроники, например, зеленоградский завод «АЛТ Мастер» и тверской «Эталон», которые были лидерами рынка в 2016 году (по 2017 году данных еще нет). «СтарЛайн» тогда не входил даже в первую десятку. В круг его заказчиков пока не входят крупнейшие компании, утверждает эксперт рынка, пожелавший сохранить анонимность.

Кроме того, как ранее говорил РБК Петербург руководитель комитета по регулированию внутреннего рынка АРПЭ Андрей Безруков, российский рынок гражданской электроники крайне мал даже по китайским меркам, не говоря уже о мировых. А это препятствует снижению себестоимости продукции, что необходимо для перехвата заказов у китайцев, и быстрой окупаемости крупных производств.

По мнению опрошенных РБК Петербург экспертов, амбиции Темура Аминджанова вполне обоснованы, но реализовать их, особенно в части перехвата китайских заказов, будет очень непросто. «В любом случае это будет не скоро», — считает Сергей Зорин.

500 компаний

По данным российской Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), сегодня российская электронная промышленность составляет примерно 0,3-0,4% от мировой. Всего в отрасли более 3000 компаний, 80% объема валовой отраслевой продукции создают 500 компаний, а крупнейшие игроки занимают по нескольку процентов, на топ-10 компаний приходится около 20% объема отраслевой продукции. Более 100 компаний занимаются производством электронных компонентов, порядка 50 — контрактным производством оборудования. Многие российские разработчики электроники успешно экспортируют свою продукцию, что подтверждает ее конкурентоспособность. Это компоненты силовой электроники, высокотехнологичное измерительное оборудование, компоненты радиосистем, систем безопасности и медицинской электроники.

По оценке АРПЭ, потенциал внутреннего рынка электроники составляет более 2,5 трлн руб. «Доля российской продукции на этом рынке может составить около 50% при включении стимулирующих производство механизмов государственного регулирования, — утверждает директор по стратегическим проектам и коммуникациям GS Group Андрей Безруков. — Потенциал расширения за счет экспорта многократно превышает потенциал внутреннего рынка. Но внутренний рынок является опорным, он позволяет набрать необходимый для конкурентоспособности масштаб».

Pro
Как быстро собрать доказательства и оспорить штраф на маркетплейсе
Pro
МРОТ, НДФЛ, платежи в бюджет. Что уже изменилось и к чему готовиться
Pro
Социальные токены: какие бывают и для чего
Pro
Как компания из Тайваня подмяла под себя мировой рынок полупроводников
Pro
Жадность опасна: советы гуру трейдинга, которые будут полезны инвесторам
Pro
Остров везения. Почему США могут получить Гренландию и без вторжения
Pro
Финансовый стресс-тест. Как понять, готов ли бизнес к экстренным случаям
Pro
«Долговая спираль смерти». Рэй Далио предсказал кризис экономике Британии