Санкт-Петербург и область, 20 сен 2013, 15:34

Петербург покрывается кластерами, теперь Арктический

Петербург слышит про кластеры уже несколько лет. Начиная с автомобильного, в городе появился фармацевтический, инновационно-технологический и судостроительный союзы. Сейчас чиновники Смольного рассматривают возможность создания «Арктического территориального инновационного кластера».
Читать в полной версии
Фото: gov.spb.ru

Петербург слышит про кластеры уже несколько лет. Начиная с автомобильного, в городе появился фармацевтический, инновационно-технологический и судостроительный союзы. Сейчас чиновники Смольного рассматривают возможность создания "Арктического территориального инновационного кластера".

Накануне в администрации города состоялось первое заседание рабочей группы по созданию концепции такого объединения, сообщает пресс-служба Смольного.

Идея появления еще одного кластера прозвучала из уст губернатора города Георгия Полтавченко чуть более года назад. Тогда основанием для объединения чиновник обозначил тот факт, что в городе сконцентрировано огромное число предприятий, которые уже сейчас работают с проектами по освоению арктического шельфа.

Эту же мысль повторил на заседании рабочей группы глава комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксин: "В городе сконцентрирован целый комплекс научных, научно-исследовательских и высокотехнологичных промышленных предприятий. Для создания мощной кластерной структуры должна быть синергия научных и производственных мощностей. У города уже есть опыт создания кластеров, которые успешно работают и развиваются".

С этим заявлением чиновника согласны далеко не все независимые эксперты. Во-первых, как уточняет куратор проекта «Будущий Петербург» Елена Кром, городские кластеры, особенно создаваемые сверху, зачастую малоэффективные, потому что реальные интеграционные процессы внутри них практически не идут.

«У нас все слегка обесценивается тем, что часто такие союзы появляются для получения госльгот, и в этом процессе ускользает суть: если твоя мотивация - административные льготы, то рыночные мотивы исчезают», - говорит она.

Эксперты напоминают, что для синергии нескольких предприятий должны быть внутренние рыночные основания, должно быть четкое представление об эффективности инвестиций. Возвращаясь к петербургским кластерам, Е.Кром уточняет, что об эффективности синергии можно судить по результатам работы: «Мы не видим в развитии предприятий, вошедших в кластер, диких прорывов: значительного увеличения выпуска продукции, прорыва на новые рынки. А значит результаты городских проектов более чем скромные».

Хотя аналитики отмечают, что первые ростки живых кластерных объединений все-таки в Петербурге есть. В качестве примера они приводят Toyota, которая планирует расширить производство, в том числе и за счет привлечения на свои территории производителей автокомпонентов.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике