Санкт-Петербург и область, 20 сен 2017, 13:07

Некассовый сбор: почему «Матильде» не страшен коммерческий провал

Читать в полной версии
(Фото: Петербургский диалог)

На фоне продолжающегося скандала вокруг фильма «Матильда» постепенно разворачивается спор о коммерческих перспективах картины. Скептики предрекают фильму провал, ссылаясь на то, что некоторые киносети решили отказаться от показа ленты. Накануне по неизвестным причинам не состоялся даже предпремьерный показ «Матильды» в рамках международной выставки киноиндустрии «Кино Экспо».

Впрочем, провал «Матильды» вряд ли станет шоком для отечественной киноиндустрии, в которой окупаемость в целом ряде случаев не является обязательной задачей, считает Владислав Пастернак, кинопродюсер, гендиректор кинокомпании HHG:

Продвижение и искажение

«Чтобы картина окупилась на этапе кинопроката, кассовые сборы должны втрое превышать сумму производственного и рекламного бюджетов фильма: от стоимости каждого билета 50-60% забирает кинотеатр, 15-20% — прокатчик, и лишь остальное получает продюсер, и уже из этих средств рассчитывается с инвесторами.

Если бюджет «Матильды», как заявляет депутат Наталья Поклонская, составляет 814 млн руб., то картина должна собрать в прокате 2,4 млрд руб., чтобы выйти в ноль. Это абсолютно нереально. До сих пор только «Аватар» собирал такую кассу в России, а пятая часть «Пиратов Карибского моря» и «Зверополис» собрали по 2,3 млрд.

Но задачи окупить все 814 млн нет — как минимум 280 млн выделило государство на безвозвратной основе. Значит, отбивать надо уже 534 млн — то есть, собрать 1,6 млрд. Это сложно, но выполнимо — такими цифрами в российском прокате могут похвастаться почти 20 фильмов.

Однако от показа «Матильды» отказалась крупнейшая сеть кинотеатров, занимающая больше 10% отечественного кинопроката — это снижает шансы фильма. Наконец, на привлекательности картины для зрителя, безусловно, скажется запущенная ее противниками информационная кампания.

Многие считают, что борцы с «Матильдой» обеспечили фильму беспрецедентный маркетинг. Вряд ли создатели картины ожидали такую волну пиара. Наталья Поклонская рекламирует фильм бесплатно. Однако, увы, одновременно с продвижением фильма она искажает смысл проекта и, соответственно, его восприятие зрителем. «Матильда» была задумана как красивая мелодрама о любви последнего императора и балерины, а то, что снял Учитель, воспринимается как скандальное кино на околорелигиозную тематику.

Не только прокат

С другой стороны, коммерческий результат фильма нельзя впрямую привязывать к сборам в прокате. Важную часть окупаемости составляют доходы от показа картины на ТВ и различных VOD-сервисах. Права на показ «Матильды» были проданы «Первому каналу». Фильм продавался как сериал и на международном рынке. Сумму сделки с «Первым каналом» оценить трудно, но можно предположить, что у Алексея Учителя и Константина Эрнста сложились особые отношения еще с тех пор, когда выходила картина «Край», где Эрнст выступал продюсером. Возможно, сумма продажи прав «Первому каналу» была несколько выше среднерыночной. Таким образом, часть затрат компенсируется за счет этого.

«Первый канал» может помочь и с продвижением фильма. На продвижение тратится не менее 10% от предполагаемых кассовых сборов. Стандартная маркетинговая кампания складывается из рекламы на телевидении, в кинотеатрах (постеры и трейлеры), в интернете, в СМИ и наружной рекламы. У «Матильды» все это имеется.

Визитные карточки

Самые кассовые российские фильмы последних лет — «Сталинград», «Викинг» и «Экипаж». Можно выделить несколько признаков, которые обеспечили этим картинам хорошие кассовые сборы.

Во-первых, это большое зрелищное кино, дорогостоящие аттракционы. Во-вторых, глубокие культурные корни. «Экипаж» был ремейком легендарного советского фильма, а «Сталинград» и «Викинг» — это исторические драмы, экшн про события, которые также играют важную роль в нашей культуре.

«Матильда» претендует вписаться в этот логический ряд. Классический балет — визитная карточка русской культуры. В центре сюжета — безотказная мелодраматическая конструкция на основе реальных исторических фактов. Изначальный продюсерский расчет основан на этом.

Проблем не будет

Стоит отметить и то, что создатели «Матильды», возможно, в принципе не ставили задачу окупить все затраты. Учитель — не кассовый кинематографист, но это не помешало ему стать режиссером и продюсером данного фильма и собрать большой бюджет. В любом случае все коммерческие риски должны были учесть еще до начала съемок, так что вряд ли в случае провала «Матильды» у Учителя будут какие-то проблемы».

Записала Ксения Юркина

Справка

Владислав Пастернак — кинопродюсер, основатель кинокомпании HHG. Продюсер фильма Ксении Зуевой «Близкие» и «Цензора» Константина Шелепова. Приобрел для дистрибьюции в России такие ленты, как «Мамочка» Ксавье Долана и «Поезд в Пусан» Ён Сан-Хо. Работает над англоязычным триллером Adam's Perfection, который производится совместно с Францией, Великобританией и Испанией.


Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции

Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ