Санкт-Петербург и область, 20 дек 2016, 18:15

Платный въезд в Петербург: миссия невыполнима?

Читать в полной версии

Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника»  

Госдума приняла в первом чтении законопроект об организации дорожного движения, который в том числе позволяет вводить оплату за въезд на определенные территории. Теоретически закон может поспособствовать оптимизации транспортных потоков в Петербурге, однако исключительно при условии комплексного подхода к проблеме. Во-первых, необходимо компенсировать нагрузку на автомобилистов развитием транспортной инфраструктуры, в особенности общественного транспорта. Во-вторых, закон должен прорабатываться совместно с горожанами, так как в противном случае он может привести к неконтролируемым результатам.

Захват центра

Если закон примут, то в Петербурге его могут начать применять с центра города. Вероятнее всего, платный въезд может быть организован на территории, ограниченной рекой Фонтанкой или даже Обводным каналом. Кроме того, правила могут захватить Петроградскую сторону и часть Васильевского острова.

В центре находится подавляющее большинство рабочих мест города, что неизбежно приводит к чрезмерной концентрированности транспортных потоков. Теоретически платный въезд может вынудить небольшие компании перебраться из центра в так называемый серый пояс. Вообще, это может расцениваться как положительный эффект, однако такое «размазывание» рабочих мест вокруг центра должно быть осознанной политикой города, а не просто неконтролируемыми последствиями новых правил.

Тем не менее, даже в такой ситуации трафик может и не снизиться. Для того, чтобы загрузка распределилась по другим районам, необходима реализация комплекса мер. В частности, должен существовать объезд вокруг центра. Причем Западный скоростной диаметр для этой цели не годится, так как объезд должен быть бесплатным. Кроме того, властям будет необходимо обеспечить альтернативный доступ к центру, так называемые компенсационные меры: новые маршруты общественного транспорта, выделенные полосы, развитие метрополитена и т. д. Тогда потоки действительно будут распределяться.

Пригородные баррикады

Кроме центра, оправданным выглядит введение платного въезда в Петербург из пригородов. Теоретически это может ослабить тот безумный поток, который движется в город в утренний час-пик. При этом правила в таком случае должны действовать не ежедневно и не круглые сутки, а только в самые загруженные периоды. К тому же городу и области придется развивать железнодорожное сообщение с пригородами: усиливать движение самих электропоездов, возводить метро в некоторых локациях, таких как Кудрово, строить перехватывающие парковки у станций и т.д.

Если компенсационные меры окажутся недостаточными, водители будут прилагать все усилия, чтобы избегать оплаты. Так как проект, вероятнее всего, будет реализован через размещение специальных камер, считывающих номера автомобиля, то при русской смекалке водители наверняка найдут способ обмануть оборудование. Такая ситуация имела место даже в Лондоне, когда там ввели аналогичную систему. С учетом того, как работают правила платной парковки, штрафы за нарушение которых до сих не приходят нарушителям, вполне обоснованно ожидать безнаказанности и за «бесплатный проезд».

Власть — народу

Стоит заметить, что законопроект входит в категорию нововведений, которые обязательно должны быть проработаны вместе с населением. Дело в том, что действия правительства в отношении дорожного движения зачастую непоследовательны. Так, в районах платной парковки после введения правил так и не появилось ни одного нового маршрута общественного транспорта. Что касается платного въезда, то пакет компенсационных мер должен быть разработан таким образом, чтобы ни жители, ни компании, так или иначе связанные с платными территориями, экономически не пострадали.

Также существенные льготы должны вводиться как минимум для жителей районов, попавших под действие правил. Кроме того, городу требуется не только организация дорожного движения, а комплексный подход к проблеме, включающий развитие железной дороги и метро. При этом такие слова, как «метрополитен» и «железная дорога», в проекте закона пока отсутствуют.

Если ничего из перечисленного предпринято не будет, то город может столкнуться с забастовкой автомобилистов, которые перекроют какую-нибудь магистраль.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.  

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех