Санкт-Петербург и область, 20 дек 2018, 10:13

Новым кафе и закусочным в Петербурге пообещали короткую жизнь

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

В 2018 году в сегменте стрит-ретейла Петербурга открылось 838 торговых точек — это в 4,5 раза больше, чем было закрыто. Эксперты РБК Петербург уверены, что перегрев предложения приведет к тому, что уже в следующем году большая часть этих проектов не выдержит конкуренции и прекратит свое существование.

Чай или кофе?

Как сообщила руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Анна Лапченко​, в этом году в сегменте стрит-ретейла прекратила свою работу 181 торговая точка, а 838 — начали. В прошлом году количество стартовавших проектов превысило число закрытых на 19% (957 открытий и 800 закрытий).

Как пояснила Анна Лапченко РБК Петербург, стремительно продолжают покидать рынок сеть кофеен «Кофе Хаус» и рестораны быстрого питания «Чайная Ложка». Как сообщал РБК Петербург, точки «Чайной ложки» закрывались из-за их нерентабельности. «Кофе Хаус» начал сокращать свое присутствие в городе в 2016 году по аналогичной причине. Часть кофеен были преобразованы в «Шоколадницу» (в 2014 году сеть кофеен «Шоколадница» объединилась с «Кофе Хауз»).

К наиболее активно развивающимся в сегменте «уличной торговли» города Анна Лапченко отнесла сеть кофеен Starbucks. Кроме того, новыми представителями стрит-ретейла в 2018 году стали супермаркеты «Вкусвилл», закусочная «Дикман; s», музыкальный бар Hard Rock Cafe, кофейня «Правда кофе», а также бутики St. James и Rolex.

Больше всего закрытий в 2018 году наблюдалось на Ленинском проспекте (14 торговых точек), в районе «Балтийской жемчужины» (14), Гороховой улицы (12) и на Старо-Невском проспекте (12). Лидерами по числу открытий стали спальные районы города — «Балтийская жемчужина» (72), проспект Просвещения (72), Ленинский проспект (63), а также центральные магистрали — Лиговский (59) и Невский (48) проспекты.

Что касается арендных ставок, то в среднем в разных районах города за год они возросли на 7%.

Без неоправданного оптимизма

Участники рынка сообщили РБК Петербург, что в течение этого года их заведения «переезжали» в более удачные локации — и в итоге количество закрытых торговых точек стало равно числу открытых. В частности, по словам совладельца ГК «Реалъ» Александр Мышинского, за 2018 году релокация коснулась пяти магазинов сети. «Основные закрытия пришлись на новые районы, такие как Кудрово или Парнас, из-за возросшей конкуренции. Кроме того, в нескольких точках нам не продлили алкогольную лицензию из-за новых требований к локации, а в магазинах центра города полгода власти не могли согласовать вывески — и пришлось работать без них», — перечислил Александр Мышинский основные тренды года. Он также добавил, что в целом за этот год полностью ушли или значительно сократили свое присутствие в Петербурге несколько крупных сетей. К первым он отнес «Нетто», ко вторым — «Полушку».

Региональный менеджер «Subway Россия» по франчайзингу и развитию в Северо-Западном федеральном округе Татьяна Богомякова рассказала, что за год релокацию в Петербурге «пережили» шесть ресторанов быстрого обслуживания. В числе закрытых оказалось и заведение, проработавшее больше 10 лет в районе станции метро «Чернышевская». «Мы действительно видим жесткую конкурентную среду как от сетевых игроков, так и со стороны концепций no name. Многие из них представляют модные сейчас направления, например, бургерные. Однако несколько лет назад в городе было засилье пиццерий, затем японских ресторанов. Но у таких заведений есть свой срок — и я уверена, что многие из тех, что открылись сейчас, будут скоро закрыты», — считает Татьяна Богомякова.

По словам генерального директора Coffeshop company (ООО «Кофе СЭТ», владелец генфраншизы) Максима Макшанова, в этом году «переехали» три кофейни сети в сегменте стрит-ретейла, а еще в четырех прошла реновация. «Среди открывшихся кофеен стало много микро-заведений площадью до четырех квадратных метров, где продают только кофе навынос. На это повлияло изменение потребительского поведения — темп жизни ускорился. Кроме того, из-за снижения платежеспособного спроса, многие ушли за кофе в фаст-суд, а кто-то просто стал его пить реже. Поэтому на следующий год в наших планах оптимизма нет. Все наши усилия будут направлены на ускорение процессов обслуживания и снижения цен. На рост оборота мы не рассчитываем и хотим остаться на уровне этого года», — сказал Максим Макшанов.

Справка

По данным Knight Frank St Petersburg, в структуре арендаторов петербургского стрит-ретейла на первом месте традиционно располагаются заведения общественного питания (32%), на втором (11%) — продуктовые магазины (минус 1 п.п. к аналогичному периоду прошлого года), на третьем — магазины одежды (10%). Далее следуют банки, микрофинансы — 7%, товары для дома — 6%, салоны красоты — 4%.

Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту