Петербург ждут перебои с поставками алкоголя
Новый год петербуржцы встретят с привычным алкоголем, а вот с февраля, возможно, придется менять предпочтения, так как не все производители и импортеры алкоголя смогут довезти его до магазинных полок из-за проблем с получением акцизных марок и переходом партнеров на новое оборудование.
Новый год с шампанским
Переход российского алкогольного рынка на систему ЕГАИС 3.0 (Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для госконтроля над объемом производства алкогольной продукции) начался в июле 2018 года. Теперь учет произведенного и проданного алкоголя идет не по партии, а по каждой бутылке. Для реорганизации системы потребовались акцизные марки нового образца. Старые марки должны были выдавать до конца года.
Как рассказали в компании «Ладога», которая входит в топ-10 импортеров вина, сейчас нехватки акцизных марок, как и самой продукции, нет: «Мы хорошо подготовились к новому году, грамотно сформировали запасы и не оставили наших клиентов в высокий сезон без таких традиционных «новогодних» категорий напитков, как игристые и тихие вина».
Один из крупнейших импортеров на российском алкогольном рынке ГК «Лудинг» также не ожидает перебоев. Как рассказал Андрей Ушаков, руководитель маркетингового управления ГК «Лудинг», подготовка к новому году идет в штатном режиме: «Все желающие встретить Новый год под бокал вина или другого алкогольного напитка будут им обеспечены. Проблем с акцизной маркой у нас нет». «Марки старого образца уже перестали выдавать, но проблем это не вызвало, — соглашается Мария Черепанова, коммерческий директор ТД «Альфа вин». — Мы взяли их с запасом, потому что понимали, что будет такой переходный период».
Проблем и не может уже быть, поскольку 95% объема алкоголя уже на пути или уже на складах розничных магазинов, отмечает Максим Черниговский, генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка». Он говорит, что все давно работают на рынке, поэтому заблаговременно сформировали запасы, чтобы обеспечить партнеров в высокий сезон.
Никогда такого не было
Гораздо больше тревоги, говорят игроки рынка, вызывает 2019 год. Дефицит будет в следующем году — и в разной степени он коснется всех участников рынка, пессимистичны в «Ладоге». Как рассказали в компании, сейчас продолжают выдаваться марки старого образца, заказанные до 31 октября. 1 ноября заказы на старые марки от импортеров Центральная акцизная таможня принимать перестала. Такого длительного перерыва в выдаче марок и в принятии заявок на выдачу при не было ни разу за всю историю современной России, подчеркивают в «Ладоге».
«Думаю, примерно через два месяца можно ожидать перебоев», — говорит Максим Черниговский. «Самое печальное, что причина — безответственность Министерства, которое не может вовремя обеспечить марками участников рынка», — добавляет он.
Если марки нового образца не начнут выдавать вовремя, то у всех импортеров появятся трудности с теми видами продукции, для которых марок заказано мало из-за просчетов в прогнозах. «Решения проблемы в масштабах компании нет, так как ничего не зависит от самих импортеров. Все сделали большие товарные запасы, но никто не ожидал, что случай будет настолько серьезным», — говорят в «Ладоге».
Ленобласть без алкоголя
Усугубляют ситуацию сложности с переоборудованием магазинов. Как рассказали в ТД «Альфа вин» со ссылкой на петербургских дистрибьюторов, при работе в Ленобласти те столкнулись с проблемой возвратов до 80% продукции. Магазины, особенно несетевая розница, не готовы принять алкоголь с новой маркой, у них просто нет необходимого оборудования.
Об аналогичной проблеме говорит Валерий Захарьин, глава винодельческого проекта «Дом Захарьиных» в Крыму: «Один клиент не смог у нас купить небольшую партию, потому что предприятие произвело ее уже с новыми марками, а у них не было необходимого оборудования. Я бы не говорил, что мы потеряли этот контракт, скорее, отложили его на следующий год, но рынок лихорадит». Валерий Захарьин добавляет, что идея защитить рынок от фальсификата правильная, но за 20 лет его работы каждое введение новых акцизных марок начиналось со сбоев.
«Большинство магазинов закупали сканеры еще лет 5 назад, оборудование устарело, а новый сканер стоит от 25 тыс. руб., говорит Мария Черепанова, коммерческий директор ТД «Альфа вин». — Для маленького магазина 25 тыс. руб. — существенная нагрузка». У сетевых магазинов есть ресурсы для перехода на новую система, подчеркивает она, Петербурга проблемы коснутся в меньшей степени. «Даже по России через сетевую розницу реализуется 55% алкоголя, а в Петербурге эта доля превышает 90%, так что эта проблема явно меньше, чем отсутствие марок нового образца», — отмечает Максим Черниговский.
Конкуренты не поддержат
Рост цен в первом квартале следующего года, по прогнозам «Клуба профессионалов алкогольного рынка», составит до 2% на крепкий алкоголь и до 5% — на тихие вина. Основная причина этого — рост цен на бензин и повышение ставки НДС.
Проблемы с поставками импортного алкоголя не поддержат продажи отечественной продукции. «Вспомните, в период санкций был клич — поддержать местных производителей, запретить импортный алкоголь. Я не поддержал. Потому что человек живет один раз, он если хочет, должен попробовать разное», — говорит Валерий Захарьин.
Однако он подчеркивает, что проблема неконкурентных условий работы российских виноделов есть — и для ее решения нужны меры поддержки от государства. «Импортеры тоже создают запасы, но перебои с поставками алкоголя из других стран, скорее всего, будут. Отразится ли это на нас? Думаю, пока до нас это дойдет, уже начнется выдача марок», — говорит Мария Черепанова.