Создатель «О, да! Еда!» откроет в Петербурге необычный фуд-холл
Создатель фестиваль «О, да! Еда!» и соучредитель «Агора. Гастроурбанистика» Артем Балаев в апреле 2020 года откроет в Петербурге новый проект — азиатский фуд-холл «Гондза и Бондза». Азиатская кухня становится все более популярной в России, говорят игроки рынка. Однако они сомневаются в целесообразности открытия целого фуд-холла в столь узком сегменте.
Еда как основа реконцепции
В рамках проекта на площади 1,7 тыс. кв. м в ТРК «Монпансье» (Приморский район) разместятся 10 азиатских гастропроектов (Ближний и Дальний Восток, Япония, Вьетнам, Индия, Китай, Таиланд, Корея, Бали, Средняя Азия), 6 pop-up лавок и примерно 500 посадочных мест. Инвестиции в проект предприниматель не раскрывает. По оценкам экспертов, с учетом стоимости аналогичных проектов, необходимый объем вложений может составить до 50 млн руб.
По словам Артема Балаева, Петербург переживает настоящий бум азиатской кухни, среди жителей есть запрос на аутентичную еду, уникальные концепции и демократичные цены. Он добавляет, что азиатский маркет еды станет одной из ключевых составляющих ребрендинга ТРК «Монпансье», который после реконцепции будет называться Leo Mall. По плану, на территории фуд-холла будет также расположена событийная площадка на 1 тыс. человек, где будут проходить фестивали азиатской культуры, а по выходным — маркет выходного дня.
Как пояснил директор развлекательного и торгового пространства «Леомол» (Leo Mall) Арсен Кафиян, кроме названия меняется и концепция комплекса. Главная цель реконцепции — охватить как можно более широкую аудиторию. Арсен Кафиян рассказал, что около 5 месяцев назад сменились собственники комплекса — и он теперь принадлежит концерну «Мульти Груп» из Армении (среди крупнейших активов — АООТ «Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат Арарат», компании горнодобывающей и обрабатывающей отраслей). За счет смены подхода к арендаторам и посетителям доля вакантных помещений снизилась с 18% в конце августа до 9% сейчас, а в следующем году не будет превышать 3%, ожидает Арсен Кафиян.
Азия и фуд-холлы на гребне спроса
«Азиатская кухня действительно пользуется очень большой популярностью в существующих фудхоллах, поэтому концепция азиатского маркета еды точно имеет шансы на успех», — говорит руководитель отдела рынков капитала и инвестиций в недвижимость компании Maris в ассоциации с CBRE Алексей Федоров. Совладелец азиатского ресторана IKIGAI Владимир Конюхов подтверждает, что азиатская кухня по-прежнему пользуется большим успехом. Он также рассматривает размещение в обновленном торговом комплексе. Однако у него вопросы вызывает специализация на одном виде национальной кухни. «Зачем себя ограничивать, если в фуд-маркетах людей привлекает как раз возможность в одном месте взять все, что по душе. Мультибрендовые истории очень нравятся посетителям, мы это видим по фуд-холлу в «Сити-молле». По его наблюдениям, несмотря на популярность Азии, есть люди, которые не любят такую кухню.
В JLL напоминают, что в Петербурге, по сравнению с Москвой, фуд-холлы — это относительно новый формат. Среди реализованных проектов перезапустившийся в 2018 году — Долгоозёрный рынок, обновлённый Василеостровский рынок, проект Citу Food в ТРК «Сити Молл» и Eat Market в ТРЦ «Галерея». По оценкам ГК «БестЪ», на фудмаркеты и фуд-холлы сегодня приходится не более 2,5% петербургского рынка общепита, объем которого в 2019 году, по прогнозу, достигнет 85 млрд руб.
В ожидании метро
Основным минусом ТК «Монпансье» среди профессионалов рынка считалась его отдаленность от основных транспортных узлов. Однако Артем Балаев рассчитывает, что покупательские потоки усилятся после ряда инфраструктурных изменений в районе. Так, по его словам, планируется открытие новых станций метро вблизи торгово-развлекательного пространства: «Шуваловский проспект» («Планерная»), «Туристская», «Парашютная», «Магистраль No31». В конце 2020 года запланировано открытие новой развязки ЗСД. Кроме того, утвержден план строительства первого в Петербурге экопарка площадью 75 га в лесопарковой зоне напротив Leo Mall.
«Безусловно, опасения по поводу посещаемости в этом торговом комплексе есть, но они есть всегда. Приморский район огромный и у него есть перспективы развития», — говорит Владимир Конюхов.