Петербургские предприятия поделились экономическими прогнозами
Несмотря на коронакризис, 55% опрошенных предприятий Петербурга настроены вполне оптимистично — они считают, что в 2021 году ситуация улучшится; и только 31% прогнозируют ухудшение. Такие данные приводит профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета д.э.н. Елена Ткаченко, ссылаясь на только что завершенный мониторинг петербургских компаний, регулярно проводимый исследовательской группой по сопоставимой выборке крупных и средних компаний разных отраслей.
Нет худа без добра
Больше всего исследователей удивили два обстоятельства. Первое — что оптимистов среди промышленников больше, чем в других отраслях. Второе — что негативное влияние пандемии коронавируса оказалось не таким серьезным, как можно было предположить — 42% отметили, что «ковид» повлиял на них незначительно, а 12% — что не повлиял вовсе. «В числе этих респондентов были представители как промышленности, так и других сфер бизнеса, — поясняет Елена Ткаченко. — А фармацевтические и биотехнологические предприятия отметили, что «ковид» на них повлиял довольно значительно, но в основном положительно. Оптимистов среди них порядка 80%». Так что негативное воздействие коронавируса испытали лишь около трети предприятий Петербурга, полагает эксперт.
Фармпроизводители составляют и основную долю из 7% компаний, зафиксировавших быстрый рост выручки в последние два месяца. Половину из показавших умеренный рост 37% респондентов составляют промышленники, другую половину — компании прочих сфер бизнеса, большинство которых продемонстрировало снижение выручки. В число последних попала и часть промышленников, положение которых сильно варьируется от отрасли к отрасли. Такая ситуация вполне согласуется с данными Петростата, которые фиксируют разнонаправленную динамику различных отраслей петербургской промышленности — у одних отраслей рост на 30%, у других такое же падение.
Прибыль упала
Более чем в 6 раз, с 3% до 19%, выросла, по сравнению с 2019 годом, доля компаний, показывающих умеренное снижение выручки. Резкое падение показали 19% компаний, хотя в прошлом году таких компаний в выборке не было вовсе.
Быстрый рост прибыли показывает опять же главным образом фарма. В группе 40% компаний, показавших умеренный рост прибыли, помимо фармы есть банки, а также сфера ЖКХ. В основном промышленники зафиксировали либо умеренное, либо резкое снижение прибыли. «При этом в убыток ушло не слишком большое число компаний, но сумма полученной прибыли существенно уменьшилась по сравнению с прошлым годом, — уточняет Елена Ткаченко. — Это отметили все опрошенные промышленные компании. То есть, выручка растет, а прибыль на этом фоне падает». Это обстоятельство также отмечает Петростат.
Ситуация с ликвидностью с прошлого года в целом ухудшилась, следует из результатов исследования. Доля компаний, не испытывающих дефицит ликвидности, сократилась более, чем на 30% (с 85% в прошлом году до 54% сейчас). Еще больше, в 3 раза, выросла (с 12% до 38%) доля тех, у кого дефицит имеется, хоть и незначительный. Тех, у кого он значительной, стало больше в 2,5 раза. Это в основном так называемые «прочие отрасли», по классификации Росстата — сфера услуг и инжиниринг, у которого резко сократился объем заказов.
Усвоенные уроки помогают выжить
У 30% компаний финансовая устойчивость снизилась, что соответствует такой же доле компаний, у которых прибыль снизилась умеренно или резко. Впрочем, 52% заявляют о своей финансовой стабильности, а 19% даже говорят о ее росте — что, вероятно, и служит основанием для оптимизма. «Интересно, среди этих компаний — не только фарма. Некоторые другие компании заявили, что были готовы к коронакризису — они усвоили уроки прошлых кризисов и вовремя усилили работу со своими дебиторами, за счет чего удержали на нормальном уровне свои финансовые потоки и не допустили кассовых разрывов. Это и обеспечило им финансовую устойчивость», — поясняет эксперт.
Довольно любопытен разброс по импортным компонентам — сырью, материалам и комплектующим — с учетом колебаний курса рубля. Использование импортных компонентов увеличило 13% компаний — в основном, это фарма, по понятным причинам. 44% — наоборот его сократили.
Конец эпохи «офисного планктона»
Ситуация с персоналом отличается высокой динамикой — как количественной, так и качественной. Численность работников осталась прежней только у 12% компаний. О сокращениях объявили 54% опрошенных, 35% заявили, что, наоборот, набирают персонал.
При этом, как отмечает Елена Ткаченко, заметно изменилась структура вакансий. Набор персонала идет почти исключительно в производственном и околопроизводственном секторах. «Все непроизводственные сектора подверглись серьезным сокращениям и эта тенденция сохранится на перспективу, — говорит эксперт, основываясь на результатах опроса компаний. — Это прежде всего сфера услуг — гостиничный бизнес, туриндустрия, индустрия развлечений. Также существенное сокращение постигло офисных работников во всех сферах экономики», — поясняет эксперт.
Малоквалифицированный «офисный планктон» уже почти не востребован — компании даже на административные позиции набирают главным образом квалифицированных работников, способных исполнять несколько различных административных функций — не только в делопроизводстве, но и в финансах, в других сферах деятельности компании. «Я это вижу и по заявкам на моих студентов, — говорит Елена Ткаченко. — Очень резко поменялись требования к их квалификации. Если раньше особых требований не было — и работодатели говорили, что сами обучат выпускников офисным компетенциям, то сейчас заявки содержат четкие перечни необходимых компетенций. Среди них не только хороший уровень английского языка, не просто свободное владение ПК, но и умение работать с определенными специальными программами, умение программировать на таких-то языках».
То есть, теперь вместо «планктона» нужен специалист широкого профиля, который способен заменить несколько уволенных офисных работников. «Такие сотрудники должны работать за пятерых — простой «планктон» уже никому не нужен. Его время прошло, — считает эксперт. — Это было неизбежно — и «коронакризис» вместе с усилившейся цифровизацией, по всей видимости, ускорили наступление этого момента».
Повтор публикации от 16.12.2020