После запуска в Петербурге новых автозаводов цены на иномарки могут снизиться на 10%
Цена на некоторые иномарки может снизиться в среднем на 10%, а время их ожидания – значительно сократиться после запуска иностранных автопроизводств Toyota, Nissan, General Motors, Suzuki и Hyundai в Санкт-Петербурге, считают эксперты.
Так, снижение на 10% стоимости машин марок, которые предполагается производить на этих заводах, прогнозирует руководитель отдела маркетинга управляющей компании автодилерской сети "Мега-Авто" Светлана Тараканова. Как пояснила специалист, диапазон снижения цен во многом будет зависеть от дальнейшего развития рынка комплектующих и открытия производств по их выпуску на территории РФ и Ленинградской области. Кроме того, разница в цене будет зависеть от класса автомобиля. Кроме того, С.Тараканова не исключает после запуска петербургских автопредприятий снижения цен и на остальные иномарки – однако, более скромного.
Допускает возможное удешевление отдельных марок автомобилей и генеральный директор дилерской компании "Автомир" Николай Груздев. "Производство (сборка) автомобилей в РФ должна приводить к снижению его себестоимости за счет снижения затрат на пошлины, логистику и, в некоторых случаях, на само производство. Но это касается только его себестоимости, а не отпускной цены. Для снижения розничных цен или хотя бы для замедления их роста должна сформироваться конкуренция между различными марками. Этому локальное производство автомобилей в значительных объемах будет безусловно способствовать", - отмечает Н.Груздев.
В то же время, по его мнению, против снижения цен действует фактор дефицита иномарок в России. "Весь 2007 год на рынке РФ ощущался дефицит автомобилей иностранных марок, поэтому снижение цен на иномарки, собранные в РФ, представляется маловероятным. Хотя по отдельным маркам такое может произойти", - подчеркнул эксперт.
Сами производители оценивают перспективы снижения цены на свои будущие изделия, произведенные в Петербурге, более скептически, чем автодилеры. В российском представительстве Toyota Motor от каких-либо комментариев по поводу стоимости своих автомобилей местного производства воздержались, отметив только, что в ближайшее время изменения цен, в том числе на Toyota Camry, которую уже начал выпускать завод в городе на Неве, не ожидается.
А директор по связям с общественностью General Motors Russia Ирина Калашникова заметила, что "на возможные колебания цены не влияет месторасположение производства". Однако, она добавила: "Производство автомобилей в России снизит сроки поставки и наши покупатели смогут быстрее получить свои машины. Это один из основных принципов GM – производить там, где продукт потребляется". По словам представителя GM, "ценообразование тесно связано с конъюнктурой рынка". "Никаких акций по повышению или снижению цен не планируется", - подчеркнула И.Калашникова.
По мнению директора отдела маркетинга "Ниссан Мотор Рус" Юрия Самойленко, в ближайшее время новые заводы в России будут заинтересованы в том, чтобы не допускать снижения цен. "Инвестиции в завод большие, а при этом производство окончательного продукта сильно не удешевляется: относительно небольшие объемы производства (пока), много или почти все импортные комплектующие (пока), незначительная доля стоимости рабочей силы в конечном продукте. Поэтому для возврата инвестиций заводы и вынуждены поддерживать пока те же цены", - пояснил Юрий Самойленко. Тем не менее, представитель Nissan допускает, что с увеличением производства иномарок в России и по мере насыщения рынка можно ожидать и некоторого снижения цен.
Таким образом можно заключить, что в краткосрочной перспективе снижения цен на иномарки в связи с появлением автопроизводств в Петербурге ожидать не стоит. В то же время, это может произойти в долгосрочной перспективе. В конечном счете все будет зависеть от соотношения спроса и предложения, а близость производств будет играть роль фактора, способствующего сдерживанию роста цен или их снижению. Зато можно рассчитывать на сокращение время ожидания автомобилей тех марок, которые будут производиться в Петербурге.
Первое из упомянутых автопредприятий – Toyota – было запущено 21 декабря 2007 года, когда с конвейера петербургского завода сошел первый автомобиль Toyota Camry. В дальнейшем Toyota Motor Corporation планирует построить в Санкт-Петербурге второе автопредприятие вблизи существующего. В ближайшие годы в Северной столице появятся производства General Motors, Nissan, Suzuki и Hyundai. Отметим, на территории Ленинградской области также работает российский автозавод Ford.
Кроме того, в Петербурге к III кварталу 2009 года планируется создать кластер производителей автокомплектующих. В производственном комплексе разместятся локальные производители автокомпонентов, логистический оператор и поставщики технологий. Общий объем инвестиций в реализацию проекта до 2013 года, по прогнозам, превысит 1 млрд 200 млн долл.
Помимо этого, под Санкт-Петербургом, во Всеволожском районе Ленинградской области, английская компания Stadco и испанская Gestamp реализуют проект создания завода по производству штампованных автодеталей. Первая фаза производства будет запущена в декабре 2008 года. Производственная мощность по завершении первой очереди завода составит до 100 тыс. комплектов кузовных деталей (2 млн деталей и сборных компонентов) в год. На последующих фазах планируется значительное увеличение объемов выпуска, которые пока не раскрываются. Завершить возведение третьей очереди предприятия планируется в 2015 году. Общий объем инвестиций в проект составляет 208 млн евро.