Санкт-Петербург и область, 21 янв 2015, 12:27

Похоронный бизнес Петербурга: что изменит лицензия на монопольном рынке

В Петербурге могут ввести обязательное лицензирование для продавцов ритуальных услуг, отмененное еще в 2002 году.
Читать в полной версии
Фото: Russian Look

Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, такое предложение Минстроя уже поддержал вице-премьер Дмитрий Козак. Петербург и Москва станут экспериментальными площадками в рамках проекта. По результатам эксперимента власти решат, распространять ли его на всю Россию. Пилотный проект чиновники хотят запустить в течение двух лет.

Интересно, что ФАС открыто выступает против лицензирования. «Оно действовало до 2002 года, затем было отменено, так как не решало проблем, а только усиливало административное давление», - цитирует издание начальника управления контроля социальной сферы и торговли антимонопольного органа Тимофея Нижегородцева. Сама ФАС предлагает создать саморегулируемые организации с филиалами в каждом субъекте, муниципальных районах и городских поселениях, только члены которого смогут оказывать ритуальные услуги.

Монополия на кладбище

Как отмечала в одном из своих исследований социолог Екатерина Моисеева (диссертация опубликована на сайте ВШЭ, 2013 год), петербургский рынок ритуальных услуг – это рынок монопольный, с сильными ограничениями на вход для новых игроков и небогатым ассортиментом товаров и услуг.

Он построен по принципу, который формально называется частно-государственным партнерством, но «фактически являет собой монополию одной фирмы» – ООО «Санкт-Петербургская ритуальная компания». Она была создана в 1999 году и в настоящий момент имеет восемь офисов в разных районах города. Схема построена следующим образом, пишет исследователь: в 2000 году была создана некоммерческая организация «Ассоциация похоронных предприятий», которая должна была объединить различные юридические лица, работающие в сфере ритуальных услуг.

Каждая компания, вошедшая в Ассоциацию, занималась оказанием определенного вида услуг на определенной территории, то есть сферы деятельности разных компаний были поделены и никак не пересекались. «Например, была только одна компании, занимающаяся транспортировкой тел, одна компания, занимающаяся вывозом мусора, одна компания по изготовлению памятников, одна компания по установке памятников и т.п. Оформлением договоров и продажей ритуальных товаров и услуг через агентскую службу также занималась только одна компания – ООО «Санкт-Петербургская ритуальная компания» (СПРК). Все остальные подразделения работали на СПРК, имевшую практически абсолютно монопольное положение в сфере оказания ритуальных услуг», - пишет Е.Моисеева.

На государственном уровне данная схема была закреплена в 2009 году, когда ГУП «Ритуальные услуги» передал все свои функции ГУ «Ритуальные услуги», которое в свою очередь устроило конкурс на управление кладбищами, предоставление услуг по перевозке тел, вывозу мусора и т.п. ГУП оставил себе только обязанности по захоронению безродных, захоронению по гарантированному перечню, а также управление крематорием. Все организации, выигравшие тендеры ГУ «Ритуальные услуги», оказались членами Ассоциации похоронных предприятий в Санкт-Петербурге. Таким образом, несмотря на то, что на петербургском рынке ритуальных услуг работает много компаний, все они управляются из одного центра и обеспечивают работу одной агентской службы. Вход на рынок для новых участников полностью ограничен, поэтому конкуренция между ритуальными агентствами отсутствует, считает эксперт.

Интересно, что, по словам социолога, этим рынок ритуальных услуг в Петербурге сильно отличается от московского, где есть хоть какая-то конкуренция (хотя и там доминирует одна компания). Но петербургский «контракт» о разделе рынка оказался жизнеустойчивым, так как, по сведениям одного из информантов Е.Моисеевой, был одобрен «наверху». Это объясняет почему ФАС, возбуждая огромное количество судебных дел о монополизации на других рынках, петербургский рынок обходит стороной, говорит эксперт.

Московский бизнес

Что касается предложения Минстроя, то оно, скорее, актуально для московского рынка. Хотя доминирующее положение занимает там ГУП "Ритуал", у других компаний тоже есть возможность пробиться на этот рынок. Е.Моисеева ранее писала, что в Москве после отмены лицензирования в 2002 году на рынке действительно появилось много новых компаний. Они, не имея конкурентных преимуществ инкумбентов, стали искать другие возможности выхода на покупателей. Их основная задача состояла в том, чтобы перехватить покупателей до того, как они столкнутся с агентами ГУП «Ритуал» и других аффилированных с ним компаний, то есть до того, как они придут на кладбище, в ЗАГС или в крематорий. Первые пришедшие на рынок компании решили размещать свои офисы при моргах, однако все морги скоро были оккупированы, поэтому следующие игроки стали покупать информацию о смерти у сотрудников полиции и службы скорой помощи. Сейчас каждый ритуальный агент имеет сети информантов, которые ведут его напрямую к покупателям. В итоге рынок был немного демонополизирован.

Т.е., в силу того, что в Петербурге изначально была одна специализированная служба, занимающаяся оказанием ритуальных услуг, а в Москве кроме ГУПа работали еще и другие компании, отмена лицензирования в 2002 году привела к изменениям на московском рынке, но никак не повлияла на рынок Петербурга.

Что касается саморегулируемых организаций в похоронном бизнесе, о которых говорит сегодня ФАС, то, по мнению эксперта, они, возможно, позволят выработать более прозрачные правила для входа на рынок. Это, скорее всего, сократит количество участников в Москве и на других региональных рынках, но вряд ли изменит что-либо на рынке Санкт-Петербурга, так как по сути здесь уже существует саморегулируемая организация.

Годовой оборот петербургского рынка похоронных услуг, по разным оценкам, составляет от 3 до 10 млрд рублей. Каждый год в Северной столице умирает около 70 тысяч человек. Минимальная сумма, которую необходимо потратить на захоронение, превышает 30 тыс. рублей. Средняя стоимость похорон в настоящее время по Санкт-Петербургу переваливает за 100 тысяч рублей.

Роман Кизыма

Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Как семьи Марс и Ферреро стали богаче стран-производителей какао-бобов
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе