Санкт-Петербург и область, 21 апр 2010, 16:18

Облако пепла рассеивается — компании подсчитывают убытки

Ситуация с облаком пепла, выброшенным исландским вулканом Эйяфьяллайекюль, постепенно нормализуется. К настоящему времени европейское небо признано безопасным для полетов, и большинство рейсов возобновлено, хотя это и не избавило аэропорты от хаоса - слишком много пассажиров скопилось там за последние дни.
Читать в полной версии

Ситуация с облаком пепла, выброшенным исландским вулканом Эйяфьяллайекюль, постепенно нормализуется. К настоящему времени европейское небо признано безопасным для полетов, и большинство рейсов возобновлено, хотя это и не избавило аэропорты от хаоса - слишком много пассажиров скопилось там за последние дни.

Компании и государства подсчитывают убытки от самого масштабного кризиса в истории гражданской авиации. Потери для авиаотрасли от почти недельного простоя в Европе оцениваются на уровне примерно 2 млрд долларов. Однако такую сумму можно назвать лишь верхушкой айсберга, поскольку злополучное облако пепла нанесло ущерб самому разному бизнесу во всех регионах мира, как прямой, так и косвенный.

Первыми пострадавшими от вулканической активности в Исландии стали, само собой, авиакомпании. Отмененные рейсы над Европой обернулись для них возвратом денег за билеты, потерями в выручке, дополнительными расходами на обеспечение застрявших пассажиров питанием и жильем. Учитывая, что "пепельный кризис" затронул перемещение около 10 млн пассажиров, суммы вырисовываются просто гигантские, даже без учета потерь по грузовым перевозкам.

По последним оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), упущенная выгода авиакомпаний в первые три дня кризиса (17-19 апреля) составляла по 400 млн долларов в день и чуть меньше - по мере восстановления движения - в последующие дни. При этом страховые компании поспешили умыть руки, сообщив, что не обязаны и не будут компенсировать авиакомпаниям отмены рейсов.

Аналогичные проблемы возникли и у туристической отрасли, хотя и в несколько меньших масштабах. Поток туристов сократился, многие из них предпочли вернуть путевки. Убытки крупных туркомпаний исчисляются десятками миллионов - только потери британского оператора TUI Travel Plc составили за время авиакризиса около 30 млн долларов.

Серьезный удар вулкан нанес по потребительскому рынку и даже по экономикам отдельно взятых стран. Так, сильно пострадала садоводческая отрасль Кении, основным экспортным товаром в Европу которой являются цветы. 10 млн цветов (преимущественно роз) были выброшены на помойку из-за невозможности доставить их по назначению. Без работы оказались тысячи рабочих, занятых в упаковке этих растений.

В европейских магазинах наблюдается дефицит продуктов и других товаров, обычно доставляемых авиацией. Скоропортящиеся экзотические фрукты уже не подаются в немецких ресторанах, поскольку их запасы исчерпаны, а новые не поступили. Свежей рыбой в ресторанах тоже не кормят - в суши-барах в ход пошли замороженные тунец и лосось. В Италии стухли тонны сыра моцарелла, предназначенного на экспорт, а свежие соки в отсутствие авиасообщения приходится выливать в канализацию цистернами.

Серьезно пострадал экспорт норвежской рыбы: третий по величине в мире производитель рыбы Marine Harvest испытывает серьезные трудности в поставках продукции в Азию и Северную Америку, передает Reuters.

Через несколько дней после начала авиакризиса сразу два крупных автопроизводителя - японский Nissan и немецкий BMW - объявили об остановке нескольких своих заводов. Причина - недостаток автокомпонентов, доставляемых в эпоху глобализации по воздуху.

Остановка производства двух заводов Nissan в Японии затронет сборку порядка 2 тыс. автомобилей трех моделей - Cube, Murano и Rogue. BMW же сократил рабочие часы на заводе в Спартанбурге (США), на котором подошли к концу автозапчасти для производства внедорожников X5 и X6 знаменитой немецкой марки.

Японский производитель электроники Fujitsu сообщил, что поставки ноутбуков в Европу "временно приостановлены". Впрочем, другие крупные производители электроники (Sony, Panasonic, Hitachi) утверждают, что паралич авиасообщения никак не сказался на их бизнесе.

Не для всех компаний облако вулканического пепла принесло убытки. Некоторым отраслям удалось извлечь выгоду из сложившейся ситуации. С тезисом "нет худа без добра" встретили вулканический сюрприз из Исландии железнодорожные и паромные операторы, спрос на услуги которых в одночасье вырос в разы.

Сдача автомобилей в аренду стала сверхприбыльным делом: из-за перекосов спроса и предложения цены на наемный транспорт взлетели до высот, на которые не добрался даже пепел Эйяфьяллайекюля. Подсчитывают выручку и операторы платных автодорог - плотность движения на них возросла в отсутствие воздушных альтернатив.

Гостиничный бизнес тоже пожал свои плоды - застрявшим пассажирам надо было где-то жить, и в крупных городах гостиничные комплексы оказались заполнены под завязку. Существенно вырос спрос на теле- и видеоконференции, что сыграло на руку компаниям, оказывающим соответствующие услуги.

Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга