Цена безопасности: сколько Петербург потратил на систему контроля в метро
За пять лет петербургский метрополитен потратил 2,4 млрд руб. на обеспечение безопасности. Такие данные следуют из ответа губернатора Петербурга Георгия Полтавченко на запрос депутатов городского парламента.
Отчет о проделанной работе
Финансирование метрополитена в 2010-2015 годах шло по программе обеспечения безопасности на транспорте правительства РФ. Всего из федерального бюджета за пять лет было выделено 2,15 млрд руб., еще 228,8 млн руб. — из городского бюджета. В 2016-2017 годах федеральное финансирование не выделялось, следует из ответа градоначальника депутатам. В 2016 году из городского бюджета было выделено - 11,4 млн руб., в 2017 - 191,3 млн руб.
На эти деньги были установлены пункты досмотра пассажиров, закуплены взрывозащитные контейнеры, рамки металлодетекторов, обнаружители паров взрывчатых веществ, стационарные и переносные рентгеновские установки. Две линии и три площадки депо оснастили системой радиосвязи, а также создана инфраструктура цифрового интеллектуального видеонаблюдения на 24 станциях метрополитена. На 10 станциях созданы посты управления транспортной безопасностью. То, как использовались средства федерального бюджета, проверило федеральное агентство железнодорожного транспорта, говорится в ответе губернатора.
Результатом внедрения стало то, что только за 2016 год проведены досмотры 10,3 млн пассажиров, выявлены 29,8 тыс. запрещенных предметов, 236 случаев правонарушений и предотвращен один теракт. «ГУП «Петербургский метрополитен» и комитет по транспорту располагает информацией об одной предотвращенной попытке совершения террористического акта 3 апреля на станции «Площадь Восстания», — отмечается в ответе губернатора на запрос депутатов.
Не работает
На 2017-2020 год Петербург запросил у Минтранса дополнительное финансирование, чтобы оснастить подземку системой интеллектуального видеонаблюдения и пунктами обеспечения безопасности. До конца 2017 года метрополитен также планирует увеличить численный состав службы контроля на 513 человек.
Однако, по словам ведущего научного сотрудника Института проблем правоприменения Кирилла Титаева, метод тотального контроля, эффективный в профилактике уличной преступности, не даст результатов в борьбе с террористами.
«Те же рамки на входах — скорее, избыточная инфраструктура. Я, например, неоднократно проносил через эту рамку дрель-перфоратор, в которой железа не меньше, чем в крупном боевом оружии. Меня ни разу не остановили, система реагировала, но меня не останавливали».
Методов борьбы с терактами, по словам К. Титаева, два: сокрытие мер безопасности и оперативная работа. «Например, одорологический контроль или проще говоря детекция запахов. Вы идете по коридору и не знаете, что в нем установлены индикаторы, которые улавливают частицы взрывчатки, — отмечает эксперт. — Второй метод — скрытые оперативные методы защиты. Исключительно моя догадка, но я думаю, что если второй заряд в петербургском метро действительно был, то его срабатывание было предотвращено работой скрытых служб».
Как уже писал РБК Петербург, теракт в вагоне метро Петербурга произошел днем 3 апреля. В результате взрыва самодельной бомбы погибли 16 человек включая террориста-смертника. Несколько десятков человек получили ранения. В тот же день на станции метро «Площадь Восстания» нашли другое взрывное устройство, которое удалось обезвредить. Следователи считают, что взрыв произвел террорист-смертник, уроженец города Ош в Киргизии Акбарджон Джалилов.