"Ховард-Санкт-Петербург": Элитная локация в городе стала застраиваться по принципу "бизнес плюс"
Элитная недвижимость в Петербурге теряет привычные формы. Эксперты говорят, что за последние несколько лет активного строительства, в том числе и в верхнем ценовом сегменте, многие традиционные luxury-районы столкнулись с проблемой уплотнительной застройки.
Дефицит земли в Петербурге приводит к тому, что элитные проекты двинулись за черту центра и Крестовского - домами для состоятельных людей начинают позиционироваться не только здания в золотом треугольнике, но проекты в первом кольце вокруг центра, в Приморском районе, особенно с видами на воду. Кроме того, стала размываться граница между проектами элит- и бизнес-класса. РБК решил поговорить с Дмитрием Лебедевым - заместителем генерального директора компании "Ховард Санкт-Петербург", которая реализовывает элитный клубный проект в самом центре Петербурга, о том, чувствуется ли конкуренция со стороны проектов из новых локаций, изменился ли спрос в верхнем ценовом сегменте и насколько интересно застройщикам работать с программой реновации Петербурга, разрабатываемой сейчас городскими властями.
Спрос на элитную недвижимость в Петербурге в последние месяцы не показывает роста. Ожидаете ли вы дальнейшую стагнацию?
Спрос остался на прежнем уровне и это вовсе не признак стагнации. Статистика не показывает роста лишь потому, что на рынок выводится большой объем новых объектов. Другой вопрос, что многие позиционируются классом выше, претендуя на вхождение в сегмент высокой стоимости. Зачастую элитная локация застраивается по принципу «бизнес плюс».
Как вы оцениваете уровень конкуренции в элитном сегменте недвижимости?
Конкуренция высокая, но актуальные предложения вариативны настолько, что покупателю трудно сориентироваться в выборе достойного проекта. Есть интересные объекты, но их сложно поставить в один ряд, поскольку они нестабильны по качеству строительства, местоположению, видовым характеристикам, составу инфраструктуры. На рынке нет реализованного проекта, который можно было бы считать условным знаменателем при оценке в ценовом сегменте элит.
Что вы думаете о новой программе реновации исторической части Петербурга?
Санация исторической зоны необходима, город фактически умирает. Разрабатываемая программа, конечно, пока мало осязаема. Озвучивались суммы в 300 миллиардов рублей, потом в один, в четыре триллиона. Подобная масштабная реновация – проект гораздо более сложный, чем Олимпийские игры в Сочи. Она невозможна без частных инвестиционных проектов, но пока неясно, как и по каким правилами инвесторы смогут интегрироваться в государственную программу.
Многие компании не решаются заниматься недвижимостью в центре из-за сложных процедур согласований. С какими сложностями сталкиваетесь вы при реализации проекта Hovard Palace?
Формально сама процедура не сложная, сложное место. Центр привлекает повышенное внимание. Проблема в том, что время согласования объекта, строящегося в центре, непредсказуемо и несоизмеримо с аналогичным циклом на периферии. Для девелопера же «время – деньги» в прямом смысле слова.
В случае с Hovard Palace мы успешно завершили все процедуры. Правда, этот опыт показал, что в городе, к сожалению, сложилась ситуация, когда инвестору дают запустить проект, а затем неожиданно появляются люди, называйте их общественными деятелями, градозащитниками, политиками, которые пытаются сыграть на ситуации, получив свои дивиденды или просто потешить амбиции. Манипулировать общественным мнением легко, только эти игры людей, не имеющих к реализации проекта никакого отношения, становятся в определенный момент неуправляемыми. Поэтому процедуры согласований должны быть четкими и однозначными, чтобы защитить интересы инвесторов.
Укладываетесь ли вы в заявленные сроки сдачи проекта Hovard Palace, с какими сложностями столкнулись во время строительных работ?
У нас был технологически непростой нулевой цикл строительства трех подземных этажей из-за сложного грунта. Эта самая сложная часть проекта завершена, и мы выходим с небольшим опережением из-под земли. До конца года на проектную площадку на второй этаж дома будет переведен наш шоу-рум, чтобы будущие собственники могли оценить отделочные решения в реальных масштабах. В доме 75 квартир и четыре пентхауса. Квартиры практически все двусторонние, большая часть из которых от 150 до 200 кв.м., но есть и квартиры до 300 кв.м. Заявленный срок сдачи дома – III квартал 2015 года - остается в силе.
Реализация ведется высокопрофессиональной командой: контроль качества осуществляют немецкие специалисты, строительство ведет компания «УСП», дизайн-проекты внутренней отделки разработаны Роберто Молоном, совладельцем итальянской фабрики Francesco Molon.
Условием строительства вашего проекта на набережной Фонтанки было расселение общежития в пятне застройки. Куда переехали его обитатели?
Прошло уже полтора года, как мы совместно с администрацией Центрального района расселили 406 человек. Каждая семья, не имеющая даже договора социального найма, получила отдельную квартиру с правом приватизации в новом районе на границе Петербурга. Процесс был длительным, и за это время, конечно, сложилась определенная коммуникация и человеческие взаимоотношения, а не просто взаимодействие двух интересантов.
Hovard Palace - первый проект в Петербурге. После завершения дома на набережной Фонтанки планирует ли компания сохранить свое присутствие на петербургском рынке?
Компания сейчас сконцентрирована на реализации проекта Hovard Palace, так как он является нашей визитной карточкой. Но мы не собираемся ограничиваться только этим проектом и уже приступили к разработке проекта редевелопмента и комплексного освоения территорий в центре города на участке с видовыми характеристиками. Это будет комплексная квартальная застройка класса «бизнес плюс» с развитой инфраструктурой. Мы стараемся реализовать в проекте комплексные решения для обеспечения максимального комфорта.