В Петербурге начали строить первое в России безэкипажное судно
Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) приступил к строительству первого в России безэкипажного научно-исследовательского судна «Пионер-М» проекта 25700. Как пояснили в пресс-службе СНСЗ, стоимость судна составляет 300 млн руб., заказчиком выступает Севастопольский государственный университет. «Мы ожидаем, что в перспективе нам могут поступить и другие заказы на производство научно-исследовательских судов», — отметили в пресс-службе СНСЗ.
Судно без экипажа
Судно будет строиться на трех производственных площадках. Так, СНСЗ выполнит работы по формированию композитного корпуса. Крымское предприятие «Судокомпозит» создаст надстройку, а Севастопольский морской завод (филиал Центра судоремонта «Звездочка») проведет финальный монтаж, сборку и достройку судна.
«Пионер-М» разработан сотрудниками Севастопольского государственного университета на базовой кафедре «Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа», созданной ЦКБ «Коралл». «Пионер» — это маломерное научно-исследовательское судно катамаранного типа с корпусом из композитных материалов. Оно будет использоваться для широкого спектра научно-исследовательских работ в прибрежных районах Черного и Азовского морей, в том числе в океанографических, гидробиологических, гидрохимических, водолазных работах.
«Пионер-М» станет первым в РФ судном, на котором будут отрабатываться технологии безэкипажного судовождения (в военном судостроении активно используются корабли без экипажа). По данным СНСЗ, управление «Пионером» будет осуществляться дистанционно с помощью компьютера, при этом ряд программ судно сможет выполнять автономно.
Гражданское судостроение
Эксперты отмечают, что строительство научно-исследовательских судов позволит СНСЗ увеличить долю гражданских заказов. «Если мы говорим о конверсии и развитии гражданского судостроения, то наиболее перспективным мне представляется развитие направлений, которые активно развивались еще во времена СССР. Это, в частности, строительство судов усиленного арктического класса и научно-исследовательских судов», — говорит вице-президент Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Александр Соловьев. «Понятно, что нам со времен Советского Союза достались старые разработки, которые нужно обновлять, требуются новые проекты. Как раз «Пионер» — это современный проект научно-исследовательского судна», — добавляет он.
Как говорил ранее РБК Петербург гендиректор СНСЗ Владимир Середохо, сейчас доля гражданских заказов на предприятии составляет около 10%; ее планируется увеличить до 25-30% к 2025 году. Выручка СНСЗ за прошлый год превысила 10 млрд руб.