Санкт-Петербург и область, 21 мая 2020, 13:25

Петербургская аптечная сеть запускает совместный проект с «Яндексом»

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Аптечная сеть «Алоэ» договорилась с «Яндекс.Такси» о доставке заказов из аптек. Старт недавно легализованной дистанционной продажи безрецептурных лекарств ожидается уже в июне. Однако существенного роста рынка за счет развития онлайн-торговли эксперты не ждут, потому что потребители просто переключатся с посещения аптек на доставку.

Продажа на дистанции

Аптечная сеть «Алоэ», которая входит в состав петербургского фармацевтического дистрибьютора «БСС», и компания «Яндекс» договорились о доставке безрецептурных лекарств из аптек, готовится в совместном сообщении компаний. Как пояснили в «Яндекс.Такси», доставка из аптек сети будет осуществляться силами водителей, которые подключены к логистической платформе «Яндекс.Такси». Всего сеть «Алоэ» насчитывает 236 аптек в России.

Аналогичные переговоры о совместной доставке «Яндекс.Такси» сейчас ведет и с другими аптечными сетями, которые работают в Петербурге: «Планета Здоровья», «Вита», АСНА, «Эркафарм», «Невис», «ПроАптека». С крупнейшими аптечными сетями страны уже достигнуты принципиальные договоренности, отлажены все процессы и проведены первые тесты, утверждают в «Яндекс.Такси». В ГК «Эркафарм» (развивает сети «Доктор Столетов», «Озерки») подтвердили, что такие договоренности есть.

Первые доставки могут начаться уже в июне. Напомним, правительство России утвердило постановление о правилах дистанционной продажи и доставки безрецептурных лекарственных препаратов в начале недели, затем министр здравоохранения Михаил Мурашко на совещании у Владимира Путина сообщил, что дистанционную продажу лекарств в России планируется начать в начале июня.

Работали «в серую»

Как прогнозирует директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов, аптечные сети будут использовать два подхода — кто-то будет привлекать сторонние службы доставки, тем более «Яндекс» активно продвигает эту услугу, а кто-то будет справляться своими силами, но оба подхода экономически эффективны. «Например, компания OZON нашла законодательные основания и использовала свою развернутую курьерскую службу, а у кого-то и раньше была доставка, просто работала «в серую», — говорит он.

Директор по связям с государственными органами в Ozon Сергей Кучушев отмечает, что Ozon начал изучение спроса на онлайн-покупки и доставку лекарственных препаратов и медицинских средств реабилитации еще в 2018 году. По его словам, компания выявила колоссальный интерес к будущей возможности приобретать лекарства онлайн и получать их разными способами (включая доставку) со стороны жителей небольших населённых пунктов и отдаленных регионов. «У Ozon есть лицензии на ведение фармацевтической деятельности и действующие аптечные пункты, проведенное нами тестирование дает уверенность, что наши бизнес-процессы готовы фактически к моментальному запуску доставки по стране, когда это будет разрешено», — комментирует Сергей Кучушев. В Петербурге OZON открыл свой первый аптечный пункт летом 2019 года.

Рынок не подстегнет

Тем не менее, Николай Беспалов не ожидает, что запуск онлайн-торговли приведет к росту рынка аптек: «Направление будет серьезно востребовано, но роста продаж не будет, потому что часть клиентов просто перейдет из офлайна в онлайн, аптеки станут работать с более современным многоканальным подходом». По итогам 2019 года объём розничного-коммерческого рынка Санкт-Петербурга, по данным RNC Pharma, вырос на 6,7% и составил 58 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Темп выше, чем в России, где динамика составила 4,8%.

«Столько копий было сломано об этот закон, так долго его ждали, но по сути все заинтересованные уже тестировали доставку, а сейчас просто получают законное основание и могут смело масштабировать направление», — говорит Николай Беспалов. По его словам, для крупных игроков выполнение условий не составит труда, но ограничения в виде наличия сети из 10 аптек и аптечной лицензии, действующей не менее 1 года, отсекают доступ к онлайн-торговле небольших розничных региональных структур, которые еле-еле выживают, а после усиления онлайн-торговли могут уйти с рынка. По данным «Альфа Ресерч и Маркетинг», в Петербурге насчитывалось 1803 аптек на начало года, по количеству точек аптечный рынок в Петербурге вырос в 2019 году на 1,7%.

Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией