Санкт-Петербург и область, 21 июн 2013, 11:16

Скандалы могут превратить город-спутник "Южный" в город-призрак

Комиссия петербургского ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам по горхозу не стала рекомендовать парламенту принимать поправки в Генплан под проект «Южного». Голоса членов комиссии «за» и «против» разделились поровну, так что 26 июня ЗакС на своем последнем в этом сезоне пленарном заседании будет принимать решение в отсутствии мнения комиссии.
Читать в полной версии
Фото: assembly.spb.ru

Комиссия петербургского ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам по горхозу не стала рекомендовать парламенту принимать поправки в Генплан под проект «Южного». Голоса членов комиссии «за» и «против» разделились поровну, так что 26 июня ЗакС на своем последнем в этом сезоне пленарном заседании будет принимать решение в отсутствии мнения комиссии.

Впрочем, если Смольный уже все решил, то результат рассмотрения в ЗакСе предопределен. Но депутат Борис Вишневский не считает, что вопрос окончательно решен. Потому что при таком количестве нарушений законов, которое выявилось в процессе рассмотрения законопроекта комиссией, внесение поправок в Генплан вполне можно, по его мнению, оспорить в суде.

Город-спутник или город-призрак

Депутаты, эксперты и представители общественности предъявили массу претензий, причем, не только к губернаторскому законопроекту, но и к самому проекту «Южного». Предлагаемые губернатором поправки в Генплан предусматривают перевод некоторых земельных участков на территории будущего города-спутника из одной функциональной зоны в другую (из рекреационных и сельхозиспользования в жилые, общественно-деловые, инженерной и транспортной инфраструктур), а также нанесение на карту Генплана планируемых коммуникаций – новых дорог, транспортных развязок, инженерных коммуникаций и т.п.

Такие изменения на территории в 375 га действительно необходимы для реализации проекта «Южного» в задуманном виде. Но вот насколько это целесообразно – совсем другой вопрос. На этот счет у инициаторов проекта и чиновников, с одной стороны, и местных жителей, отстаивающих их интересы депутатов, представителей экологических организаций и независимых экспертов, с другой стороны, имеются большие разногласия.

Точку зрения оппонентов самой идеи проекта кратко сформулировал накануне в ЗакСе замглавы петербургского отделения «Коммунистов России» Михаил Машковцев: «Город-спутник «Южный» - это город-призрак, в котором двум третям населения не будет работы. И не будет возможности ездить на работу в город из-за отсутствия транспорта. Не будет условий для нормальной жизни – с одной стороны железная дорога, с другой – федеральная автотрасса, а вокруг – пустыня заброшенных совхозных полей».

На такие опасения сторонники проекта отвечали, что рабочие места для 134-тысячного населения «Южного» будут созданы на предприятиях крупного промышленного кластера, который планируется организовать поблизости. В этот кластер будут переводиться предприятия из других районов Петербурга. Для тех же, кто не захочет на них работать и будет ездить в другие районы, будет создана транспортная инфраструктура: новые автомобильные дороги с развязками, пассажирский железнодорожный узел, а также выход на КАД-2, который планируется построить совместно с Ленобластью.

Скептики тут же возразили: «Так вы сначала все это создайте, а уже потом стройте жилье. А вы, как обычно, ставите телегу впереди лошади. Построите жилье, вселите людей и они годами будут мучаться в ожидании обещанных рабочих мест и транспортной инфраструктуры».

Но саму идею создания города-спутника председатель КГА Олег Рыбин обосновал необходимостью развивать город: «Проекты намыва в Финском заливе, «Юнтолово», «Северная Долина» мне не очень понятны. А здесь мы создаем самодостаточный район».

Бизнес есть бизнес

Помимо идеи, участники слушаний критиковали отдельные аспекты проекта. Экологов и местных жителей волнует судьба Кондапокшинского леса с болотом, значительную часть которого предполагается вырубить, а болото засыпать. Между тем из верхового болота Кондакопшинского леса вытекают река Кузьминка, которая является единственной рекой, питающей гидросистемы парков города Пушкина (Екатерининского, Баболовского и Александровского), а также река Поповка, питающая пруды Павловска. Волнует экспертов и другая пушкинская проблема. Рядом с территорией «Южного» располагается аэродром Минобороны «Пушкин». По мнению экспертов, в его санитарно-защитную зону попадает ряд участков будущей жилой и деловой застройки.

Что касается претензии градозащитников к намерению инициаторов проекта разместить магистральную улицу и транспортные развязки на территории объекта культурного наследия «Таицкий водовод», то директор Научно-исследовательского и проектного центра Генерального плана Петербурга Юрий Бакей всех успокоил: «Транспортные развязки будут спроектированы с учетом требований охранного законодательства». И вообще, сейчас, по его словам, речь не идет о «расстановке объектов», а только об «определении территории» для них. Но осталось непонятным, зачем определять территорию в зоне объектов культурного наследия, если на ней потом обещают ничего не строить?

На фоне этих невнятных объяснений присутствовавших порадовало откровенное трезвое выступление девелопера проекта - генерального директора компании «СТАРТ Девелопмент» Андрея Назарова. «Мы не строители. Мы будем готовить землю и потом продавать ее застройщикам. Я этого не скрываю. Это наш бизнес», - сказал А.Назаров. Но на вопрос, какую часть затрат на подготовку территории возьмет на себя городской бюджет и сколько вложит компания, А.Назаров ответить не смог: «33 миллиарда составят затраты на социалку и дороги. Наша доля пока не определена. Будем обсуждать». И это при том, что практически вся земля для будущего проекта выкуплена компанией «СТАРТ Девелопмент» (точнее одной из ее структур) и является ее собственностью.

Есть вопросы к Смольному...

Эксперт комиссии, директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов привел любопытный расчет: «Для коммерческой застройки здесь представляет интерес 957 га земли. Сейчас ее стоимость, согласно документам проекта, примерно равна 62 млн рублей. После принятия градостроительного решения (перевода земель в зоны жилой, деловой и прочей застройки – ред.) эта земля исходя из рыночных цен будет стоить почти 28 млрд рублей. Таким образом город делает подарок компании «СТАРТ Девелопмент» в размере около 28 млрд рублей. Судя по документам, которые были присланы депутату Госдумы Оксане Дмитриевой, город должен будет потратить на проект от 67 до 80 млрд рублей. При этом в инвестиционном соглашении правительства Петербурга с компанией «СТАРТ Девелопмент» запланированы поступления в бюджет Петербурга в размере 9,28 млрд рублей. Вот такой баланс проекта».

После этого зал разразился бурными аплодисментами, а депутат Борис Вишневский поздравил Андрея Назарова с блестящим бизнес-планом, сулящим его компании бешеную прибыль: «У меня нет претензий к «СТАРТ Девелопмент». Компания поступает правильно – пытается получить максимальную прибыль. Но вот к исполнительной власти у меня в связи с этим есть большие вопросы и претензии».

В свете всех этих обстоятельств, выступившие представители партий «Яблоко», «Справедливая Россия» и КПРФ заявили, что будут голосовать против проекта, потому что он плохо учитывает интересы города, основан лишь на словесных обещаниях Смольного и что единственный его убедительный смысл – готовить землю под застройку и продавать. Но их голосов хватило лишь для блокирования итогового заключения комиссии.

Решение о создании города-спутник «Южный» было принято правительством Петербурга, проект был включен в программу развития СЗФО и получил статус федерального стратегического проекта. Город-спутник расположится на территории около 2 тыс. гектаров. В течение 19 лет здесь должно быть построено около 4,3 млн кв. м. жилья для 134 тыс. жителей. Общий объем инвестиций составит 176 млрд руб.

Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
«Сэкономили 493 млн рублей»: 3 инструмента для оптимизации логистики
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем